Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 6 (166) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.006
УДК: 378
ББК: 74.4
Е.В. Гнатышина ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Ивашкова ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ «SOFT SKILLS» СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация

Введение. В контексте данной статьи нами проанализированы подходы к проблеме формирования гибких навыков студентов колледжа, необходимых для качественного развития профессионального потенциала в различных сферах деятельности и для успешного трудоустройства и наличие которых сейчас всё чаще требуется работодателями.

Материал и методы. Материалом исследования послужили различные научные источники, посвященные изучению формирования гибких навыков студентов среднего профессионального организации. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.

Результаты. Формирование мягких (гибких) навыков рассматривалось различными учеными, каждый из которых интерпретировал это понятие в соответствии со своей научной деятельностью и областью развития. Отметим, что исследование формирования мягких навыков проводится уже на протяжении более 50 лет. Ольга Биккулова, одна из ученых, занимающихся исследованиями в области развития гибких навыков, отмечает, что понятия жестких и мягких навыков зародились в области военного дела. По словам автора, "В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. Гибкие навыки, как правило, трудно наблюдать, количественно оценивать и измерять. Некоторые из них — это коммуникативные навыки, критическое и структурированное мышление, навыки решения проблем, креативность, командная работа, навыки ведения переговоров, самоуправление, управление временем, управление конфликтами и многие другие. Проблема формирования мягких (гибких) навыков наиболее активно разрабатывается в системе среднего профессионального образования в связи с растущей популярностью чемпионатов профессионального мастерства. Для успешного развития гибких навыков можно использовать реструктуризацию учебного процесса, "коммуникационные лаборатории, проектные офисы, исследовательские группы преподавателей, использование сетевого графика, проведение различных зимних и летних школ и т. д." В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов и преподавателей не обладают глубокими знаниями гибких навыков, не знают определения понятия, испытывают определенные трудности в выборе форм и методов обучения., не владеют учебно-методическим обеспечением для проведения занятий по формированию мягких навыков.

Обсуждение. Проанализированные подходы к проблеме формирования гибких навыков у студентов колледжа выявили острую необходимость формирования мягких навыков путем добавления образовательных модулей в контекст образовательных программ образовательных организаций, а также путем проведения обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов. Ученые единогласно утверждают, что развитие надпрофессиональных навыков является ключом к успешному формированию компетентного профессионала

на рынке труда.

Заключение. В этой статье мы выяснили, что формирование гибких навыков началось более 50 лет назад и сейчас приобрело огромную популярность. Анализ проблемы формирования мягких навыков проводится многими учеными, которые единодушно пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена, и многие студенты и преподаватели просто не осведомлены о понятии, функциях и видах мягких навыков, а также о том, как их формировать. Некоторые ученые предлагают несколько подходов к решению этой проблемы. Одним из которых является проведение тренингов, практических занятий в качестве дополнительного образования, а также возможное включение соответствующих модулей и дисциплин в учебный план.

Ключевые слова

гибкие навыки;профессиональные навыки; компетенции; формирование; студенты колледжа

Основные положения

– рассмотрены различные трактовки определения понятия гибкие навыки;

– подробно проанализированы различные подходы к изучению проблемы формирования soft skills;

– обоснована их значимость для студентов средних профессиональных образовательных организаций.

Цитировать публикацию

Гнатышина , Е.В.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ «SOFT SKILLS» СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА [Текст] / Е.В. Гнатышина , А. А. Ивашкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  6 (166). — С. 85-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.006.

Библиографический список