Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 6 (166) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.011
УДК:
ББК: 74.268.1
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВИРТУАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация

Введение. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании структуры виртуального иноязычного педагогического взаимодействия. В статье дано определение виртуального иноязычного педагогического взаимодействия, рассматриваются его сущность, содержание и роль в профессиональной подготовке учителя иностранного языка.

Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования выступают анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме виртуального взаимодействия в образовательном процессе высшей школы, обобщение, систематизация и интерпретация полученных результатов.

Результаты. Виртуальное иноязычное педагогическое взаимодействие выступает как инновация, которая является признаком информационно-коммуникационного переустройства образовательной системы в целом, что приводит к расширению набора разнообразных средств порождения и освоения нового социального опыта, отражающего все аспекты профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Именно новый тип взаимодействия расширяет образовательные возможности обучающихся, тем самым обеспечивая мобильность и конкурентоспособность выпускников высшей школы.

Обсуждение. Обоснована роль виртуального иноязычного педагогического взаимодействия в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка и влияние его структурных составляющих на организацию иноязычного общения в условиях дистанционного обучения. Целостно представлен процесс виртуального иноязычного педагогического взаимодействия как научно-методический ориентир, направленный на языковое развитие личности и обеспечивающий умение добывать коммуникативные знания и осмыслять результаты этого типа взаимодействия.

Заключение. Виртуальное иноязычное педагогическое взаимодействие как педагогическая инновация основано на синергетическом эффекте реализации его составляющих, что обеспечивает подготовку будущих учителей иностранного языка к работе в информационном пространстве. Разработана методика виртуального иноязычного педагогического взаимодействия на основе принципов языковой направленности, технологичности, партисипативности, реализации стратегических и тактических образовательных технологий, актуализации языкового самосознания будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова

будущий учитель иностранного языка; виртуальное иноязычное педагогическое взаимодействие; педагогическая инновация; профессиональное обучение; профессиональная подготовка; студент

Основные положения

– методологическим основанием осуществления виртуального иноязычного педагогического взаимодействия выступают компетентностный, междисциплинарный и интегративный подходы, акцентирующие внимание на подготовке вторичной языковой личности, способной постоянно повышать свою языковую компетенцию, решать иноязычные задачи различного уровня сложности, испытывать познавательную потребность в межкультурном взаимодействии с участниками образовательного процесса;

– методика осуществления виртуального иноязычного педагогического взаимодействия рассматривается нами как сложная и многоуровневая динамическая система, включающая в себя целевой, мотивационный, содержательный и уровнево-результативный компоненты; она даёт возможность более четко определить соответствие поставленной цели с конечным результатом, полученным в ходе проведения экспериментальной работы;

– технологическая составляющая виртуального иноязычного педагогического взаимодействия связана с техническим и технологическим содержанием и определяет уровень подготовки будущих учителей к реализации, в том числе, информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, сущность профессиональной       подготовки в этом контексте заключается в знаниях и умениях реализовывать образовательный потенциал технологий и технических средств.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ВИРТУАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  6 (166). — С. 154-166. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.011 .

Библиографический список