Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 6 (166) Психологические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.017
УДК: 159.922.72
ББК: 88.6
Г. З. Агафонова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Г. Трофимова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1, Чувашский государственный университета им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Г. Никитина ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1, Чувашский государственный университета им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность проблемы развития познавательной активности у детей как одной из важных образовательных и воспитательных  задач в  области психолого-педагогической деятельности. Цель статьи - обосновать возможности использования средств песочной терапии в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы, посвященной проблеме развития познавательных способностей в детском возрасте, а также эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование,  психодиагностические методики.

Результаты. Разработан комплекс интегрированных занятий для развития познавательной активности у  детей дошкольного возраста средствами песочной терапии, включающий как обучающие игры-сказки, игры на развитие памяти, речи, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, развитие мелкой моторики, так и познавательные занятия  по формированию  элементарных математических представлений, окружающему  миру, географии, экологии. Раскрыты основные принципы реализации песочной терапии как инновационной технологии в процессе совместной деятельности педагога-психолога с детьми.

Обсуждение. Обосновывается необходимость использования песочной терапии как инновационной технологии не только в развитии познавательных функций детей, но и в полноте  раскрытия особенностей детской  психики.

Заключение. Делается вывод о том, что совместная  групповая  деятельность детей с взрослым (педагогом-психологом) и  со сверстниками на основе использования инновационной песочной технологии способствует расширению  собственно познавательной активности и  мотивации, раскрытию творческих способностей, формированию творческой направленности в развивающейся личности, развитию детской познавательной деятельности, наполненной личностным смыслом.

Ключевые слова

развитие; познавательная  активность;  познавательные способности;  инновационная технология;  песочная терапия; индивидуальный  подход; личностно-ориентированное взаимодействие; учебно-воспитательная система; креативная терапия; воспитательно-образовательная практика

Основные положения

выявлены преимущества инновационной песочной технологии в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста;

– раскрыты принципы организации процедуры песочной технологии в процессе совместной деятельности педагога-психолога с детьми;

– разработан специальный комплекс интегрированных занятий с целью  развития познавательной активности, включая познавательные способности, у  детей дошкольного возраста средствами песочной терапии, включающий как обучающие игры-сказки, игры на развитие памяти, речи, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, развитие мелкой моторики, так и познавательные занятия  по разным областям знаний:  математической подготовке, окружающему  миру,  географии, экологии;

– представлен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования.

Цитировать публикацию

Агафонова, Г. З.  РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ [Текст] / Г. З. Агафонова, И. Г. Трофимова, И. Г. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  6 (166). — С. 249-262. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.017.

Библиографический список