Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В настоящее время в дошкольном образовании актуальна проблема формирования социальной активности детей дошкольного возраста. Но вопрос формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия является одной из недостаточно разработанных. В связи с этим целесообразна и обоснована разработка системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия.
Материалы и методы. При разработке системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия мы опирались на положения системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов, а также применили ряд авторских методик – адаптированная методика для изучения социализированности личности обучающегося (М. И. Рожков), методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс), диагностика этнотолерантности старших дошкольников.
Результаты.Система разрабатывалась на основе методологических подходов, анализа состояния и развития проблемы формирования социальной активности и межкультурного взаимодействия в теории и практике. При ее построении были выделены целевой, информационно-когнитивный, процессуально-технологический, рефлексивно-оценочный и результативный блоки. Процесс формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия детерминирован принципами инокультурной рефлексии, партисипативности, фасилитативной направленности.
Обсуждение. Система формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия, построена с учетом социального заказа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и с учетом особенностей региональной межнациональной среды. Характеристиками созданной системы являются целостность, вариативность, универсальность, которая проявляется в возможности ее использования в дошкольных образовательных организациях, гибкость и направленность на развитие коммуникативных способностей детей, являющихся базисом успешного межкультурного взаимодействия.
Заключение. При разработке системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия проведен анализ проблемы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия и разной степени разработанности данного вопроса в теории и практике дошкольного образования, обоснован выбор и комплексная взаимодополняющая реализация системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов.
социальная активность; межкультурное взаимодействие; дети старшего дошкольного возраста
– дано определение понятия «формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия»;
– описаны структурные компоненты (блоки) системы формирования социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях межкультурного взаимодействия.
Дильдина, Н. А. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ [Текст] / Н. А. Дильдина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 6 (166). — С. 263-292. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.166.6.018.