Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 6 (172) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/3606.2022.72.54.006
УДК: 378
ББК: 74.0
З. С. Мусаева ORCID
Старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Мусханова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор института филологии, истории и права, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Чеченская Республика, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента начального образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация

Введение. Актуальность работы обусловлена мировой тенденцией повышения финансовой культуры населения как необходимого условия эффективного функционирования финансово-

 

экономического сектора. В государственной политике в качестве целевой обозначены все возрастные группы населения, для каждой из которых выделены свои цели повышения финансовой грамотности. В данной статье рассмотрены более общие цели, которые достигаются при повышении финансовой грамотности населения, а также более подробно рассмотрены присваиваемые компетенции в высших учебных заведениях [4].

Материалы и методы. При работе над статьей использованы такие методы исследования, как анализ научных трудов отечественных ученых, которые изучают финансовую грамотность как необходимое условие создания благополучия граждан, анализ нормативно-правовой базы, регулирующей и определяющей политику повышения финансовой грамотности в России; рассмотрены особенности и необходимость финансовых знаний для каждого возраста и выявлены основные компетенции, которые прививаются при получении данных знаний.

Результаты. В результате проведенного исследования обобщено и дополнено представление о сущности финансовой грамотности, которая заключается в совокупности знаний, умений и навыков, являющихся результатом финансового образования, которые наделяют человека способностью анализировать и правильно интерпретировать экономические события, применять права потребителей финансовых услуг и знать, куда обращаться в случае их нарушения; способность использовать инструменты для пенсионных накоплений; понимать специфику и область применения новых финансовых, банковских, страховых, инвестиционных продуктов и услуг; понимать механизм налоговой системы.

В статье обозначена необходимость перехода от предметно-знаниевой модели обучения к обучению финансовой грамотности путем внедрения компетентностно-ориентированных заданий повышенной сложности; определены категории компетенций «знать», «уметь» и «владеть», которыми обладают люди и, в частности, студенты с высокой финансовой культурой; определены проблемы, с которыми сталкивается население, не обладающее необходимыми финансовыми знаниями, умениями и навыками для комфортной и благополучной жизни в условиях постоянно развивающегося мира и высокой степени неопределенности будущего.

Обсуждение. Такие факторы, как политические кризисы, и, как их следствие, экономические кризисы, появление на рынках новых финансовых, банковских, страховых, инвестиционных продуктов и услуг и отсутствие у населения соответствующих знаний, умений и навыков использовать их, чтобы уменьшить неопределенность финансово-экономической составляющей жизни, обусловили во многих странах мира необходимость осуществления образовательной политики в вопросе повышения финансовой грамот-ности. В рамках данной цели правительствами государств формируются национальные стратегии и реализуются программы и проекты финансового образования населения. Обоснованность и необходимость проведения государственной политики повышения финансовой грамотности населения заключаюся в том, что высокий уровень финансовой грамотности населения положительно влияет на благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, способствует развитию финансового рынка, ускоряет инвестиционные процессы в экономике, улучшает ресурсную базу финансовых организаций, и, как следствие, улучшает в целом социально-экономическое положение страны [2].

В условиях нестабильности и малой предсказуемости изменений финансовых рынков и услуг вырастает потребность населения в получении знаний, умений и навыков, которые позволят эффективно управлять личными финансами, компетентно осуществлять пенсионные накопления, осуществлять учет доходов и расходов домохозяйств, оптимизировать соотношение между доходами и расходами, разбираться таким образом в финансовых услугах, инструментах рынка ценных бумаг, банковских продуктах, чтобы принимать взвешенные и обоснованные решения. Перечисленные категории компетенций прививаются образовательным учреждениям всех уровней образования.

Заключение. Стремительно меняющиеся условия жизни населения, появляющиеся на рынках сложные финансовые услуги и банковские продукты, способы инвестирования и другие факторы требуют от человека обладания более глубокими финансовыми знаниями, умениями и навыками для повышения качества и безопасности своей жизни. А поскольку от вовлеченности в финансовые операции хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств зависит уровень развития экономики страны, то вопрос повышения финансовой грамотности становится актуальным. В большинстве стран мира взят государственный курс на повышение финансовой грамотности, и Россия не стала исключением. В этих целях разрабатываются стратегии, программы и проекты, и главными исполнителями государственной политики по повышению финансовой культуры становятся образовательные организации всех уровней образования. В данной статье рассмотрены соответствующие компетенции образовательных программ высших учебных заведений.

Ключевые слова

финансовая грамотность; финансовая культура; финансовые знания; повышение финансовой грамотности; финансовые компетенции; студенты вуза; педагогика высшей школы

Основные положения

– проведен теоретико-методологический анализ проблем финансовой грамотности населения;

– раскрыта сущность финансовой грамотности и компетенций, которыми должен обладать человек.

Цитировать публикацию

Мусаева, З. С.  ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ [Текст] / З. С. Мусаева, И. В. Мусханова, Е. Ю. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  6 (172). — С. 109-125. — DOI: 10.25588/3606.2022.72.54.006.

Библиографический список

1. Баликоев В. З. Финансовая грамотность населения как фактор эффективности национальной экономики // Вестник НГУЭУ. 2020 № 1. С. 91–103.

2. Бекирова С. Э. Финансовая грамотность населения как основа благосостояния семьи // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 2 (47). С. 32–40.

3. Гарцуева Е. В. Финансовая грамотность индивида – условие его успехов в рыночной экономике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 91–105.

4. Поветкина Н. А., Кудряшова Е. В. Финансовая грамотность и устойчивое развитие в цифровую эпоху (правовое измерение) : монография / Институт законодательства и сравнительного правоведения. Москва : ИНФРА-М. 2020. С. 7–9.

5. Финансовая грамотность и финансовое просвещение населения: атлас российских практик : монография / Н. В. Аликперова [и др.] ; отв. ред. Н. В. Аликперова. – М. : ФНИСЦ РАН. 2021. С. 6–10. – 177 с.