Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 6 (172) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/4732.2022.28.11.009
УДК: 378.096
ББК: 74.48
Ю. О. Репицына ORCID
Доцент, заведующий кафедрой хореографического искусства хореографического факультета, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. А. Бухарина ORCID
Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры хореографического искусства хореографического факультета Южно-Уральский государственный институт исукусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБУЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация

Введение. Закономерности развития российского общества и в целом мировые тенденции нацеливают на вывод о том, что одной из главных задач развития социума является сближение носителей различных языков, представителей различных национальностей, интернационализация. Под этим термином в сфере высшего образования «подразумевают процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [1, 11]. Это обосновывает определение носителями языка и своей культурной идентичности, и осмысление культуры носителей других языков. Необходимо сохранить и защитить этническое и культурное своеобразие народов, не отвергая и не оценивая негативно стремление народов создать уникальное, неповторимое в своей культуре. Перед высшей школой стоит задача формирования у студентов межкультурной компетенции, необходимо подготовить студентов к условиям поликультурной среды для того, чтобы они могли сохранить свою национальную культуру, понять и принять своеобразие культуры другого народа. Формирование межкультурной компетенции возможно в процессе освоения хореографии. В период производственной и сценической практики происходит как духовное, умственное и эстетическое развитие, так и формирование межкультурной компетенции. Если молодежь воспитывается в духе уважения культуры других народов, то обеспечивается целостный процесс становления и развития личности. Молодое поколение «представляет собой все более взаимосвязанное сообщество, которое требует наличия межкультурной компетентности (с акцентом на межкультурную коммуникативную компетенцию)» [2, 37]. Цель статьи: осмыслить, в чем состоит педагогический потенциал хореографического искусства как средства формирования межкультурной компетенции студентов.

Материалы и методы. В качестве основного метода научного исследования используется анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Проведено изучение, обобщение педагогического опыта по формированию межкультурной компетенции у студентов вуза, анализ образовательных программ и учебных планов с целью выяснения представленности материалов, используя которые можно работать над формированием межкультурной компетенции. В настоящее время идёт поиск приемов, методов решения проблемы формирования межкультурной компетенции студентов в процессе изучения хореографии.

Результаты. Признаками сформированности межкультурной компетенции являются следующие: открытость к познанию культуры носителей других языков, позитивное восприятие чужой культуры; позитивный психологический настрой на взаимодействие с представителями другой культуры; соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации с представителями другой культуры. Межкультурная компетенция — это системное образование, представляющее собой объединение языковой, культурной и коммуникативной компетенций, то есть человек со сформированной межкультурной компетенцией имеет высокий уровень культуры межличностного общения, общей культуры: обладает знаниями, умениями, навыками, предоставляющими ему комфортное и продуктивное взаимоотношение с представителями другой культуры. Для того чтобы успешно формировать межкультурную компетенцию, преподаватель хореографического искусства совершенствует методику работы над материалом, поднимает уровень интереса студентов к изучению иных культур в сфере хореографии. Работа в этом направлении способствует освоению межкультурной компетенции через всестороннее развитие личности студента, через овладение им сценическим умением воплощения идеи в танце, через интерес к танцевальному искусству народов мира. В процессе этой трудоемкой работы у студентов формируются ориентации на ценности хореографического искусства, мотивы для изучения танцевального искусства народов мира, что, естественно, способствует формированию танцевальных умений, навыков.

Обсуждение. Народные танцы берут свое начало из игр народа, которые были связаны с трудовыми повторяющимися ритмичными действиями, например, с прополкой, жатвой, обработкой зерна, с религиозными обрядами, например, с культом богини плодородия, а также с семейными праздниками. Понятие «исторический танец», используемое в теории хореографии, подразумевает под собой танец, который существовал в давние времена. Возникновение исторических танцев тоже связано с трудовыми действиями, обрядами, религиозными праздниками. Исторический танец характеризуется определенной музыкой, одеждой, которая отражает эпоху. Исторические танцы являются переработкой фольклорного танцевального материала, отражая особенности эпохи. Среди исторических танцев, например, танцы XIX века: мазурка, полонез, полька и др. В народных танцах изначально присутствовала культурная установка, национальная специфика. Специфика обоснована наличием в сознании людей универсальных категорий «свое» и «чужое». Чужое легче постигнуть через эстетику чужого, для этого ее нужно обнаружить, понять и принять. Танец предоставляет эти возможности: в нем и грациозность, и элегантность, и красота, и ритм. Студентам предлагается освоить некоторые фольклорные танцы, которые имеют традиционные для определенной народности движения, ритмы, костюмы.

Заключение. Формирование межкультурной компетенции в процессе изучения студентами вуза хореографии — трудоемкий процесс, связанный с приобретением культуроведческих знаний в области танцевального искусства, применением этих знаний в практике танца. Танцевальное искусство имеет значительный педагогический потенциал формирования межкультурной компетенции, он может быть реализован при условии грамотно выбранной преподавателем методики обучения, а также при условии заинтересованности самих студентов. Освоение хореографического искусства способствует не только межкультурному взаимодействию посредством танца, но в целом обогащает духовный мир личности. Это способствует наиболее эффективному формированию у студентов межкультурной компетенции, давая им возможность и право осуществлять творческое общение с народами мира, понимая и принимая их культурную самобытность.

Ключевые слова

высшее образование; межкультурная компетенция; студенты; танцевальное искусство; хореография

Основные положения

– хореография как предмет изучения предоставляет преподавателю педагогический ресурс формирования межкультурной компетенции студентов вуза;

– понять и сохранить этническое и культурное своеобразие можно и нужно, используя педагогический ресурс высшего образования, которое должно сформировать у студента вуза межкультурную компетенцию, таким образом дать ему определенные знания, навыки для существования в многонациональной и поликультурной среде, не забывая о сохранении своей национальной культуры и понимая своеобразие иных культур.

Цитировать публикацию

Репицына, Ю. О.  ОБУЧЕНИЕ ХОРЕОГРАФИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА [Текст] / Ю. О. Репицына, В. А. Бухарина, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  6 (172). — С. 178-198. — DOI: 10.25588/4732.2022.28.11.009.

Библиографический список

1. Свиридон Р. А. Организация межкультурного обучения и формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов // Евразийский союз ученых. 2022. № 3 (96). С. 11–13.

2. Акимова О. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся как актуальная социально-педагогическая проблема // Актуальные проблемы экономики и управления. 2022. № 3 (35). С. 36–42.

3. Шадиева Ш. С. Формирование межкультурной компетенции посредством социально-культурной активности студентов // Sciences of Europe: Global Science Center LP. 2022. № 88-2 (88). С. 53–55.

4. Тимофеев А. А., Арутюнян Э. П. Обучение народно-сценическому танцу как эффективный способ формирования толерантной личности // Велес. 2017. № 6-3 (48). С. 74-78.

5. Давыдова Е. М. Межкультурная компетенция как результат самореализации личности студента неязыкового вуза // Наука и образование. 2012. № 2. С. 121–124.

6. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. : Академический проект, 2001. – 990 с.

7. Ким И. Н. Народный танец и его воспитательный потенциал в подготовке студентов педагогических специальностей // Тенденции и перспективы развития хореографического искусства на современном этапе : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 28 ноября 2021 года. Орел, 2021. С. 25–28.