Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 6 (172) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/5247.2022.73.28.008
УДК: 378 : 34
ББК: 74.480.05 : 67
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ж. Г. Дрюпина ORCID
Аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация

Введение. Настоящая статья посвящена проблеме совершенствования правовой компетенции студентов неюридических специальностей вузов. При наличии и многообразии научно-исследовательских работ по данной проблематике остаются нерешенными ряд вопросов. Современное политическое, социально-экономическое и культурное состояние страны, быстро меняющиеся условия экономической и общественной практики еще более актуализируют рассматриваемую проблему и требуют скорейшего

 

решения открытых вопросов и задач: выработка единого мнения о методологии, о педагогических условиях, способствующих максимальному положительному результату формирования правовой компетенции студентов неюридических специальностей вузов; изменение нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль образования, включая федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а также основные профессиональные образовательные программы; разработка содержания повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, реализующего образовательные программы правовой подготовки студентов; внедрение в практику имеющихся учебно-практических пособий.

Материалы и методы. Статья содержит анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов сферы образования (включая ФГОС, основные профессиональные образовательные программы, учебные планы вузов), работы исследователей российских вузов по данной проблеме, где кратко перечислены теоретико-методические подходы, педагогические условия, способствующие, по мнению авторов, эффективному решению проблемы формирования правовой компетенции студентов в процессе образовательной деятельности в вузе, а также результаты и выводы, полученные авторами в исследовательской и практической деятельности.

Результаты. На основе проведенного анализа научно-методической литературы, нормативно-правовых документов сферы образования, современных исследовательских работ по рассматриваемой проблеме, выявлены актуальные аспекты проблемы совершенствования правовой компетенции студентов неюридических

специальностей вузов, в том числе: несоответствие современных требований, предъявляемых работодателями, изложенных в профессиональных стандартах и единых квалификационных справочниках (ЕКС), к выпускникам неюридических специальностей вузов, с одной стороны, и ФГОС, основными профессиональными образовательными программами и учебными планами вузов, с другой стороны; отсутствие единого мнения по методике преподавания дисциплин, способствующих формированию правовой компетенции студента вуза, построению процесса правового обучения студентов на основе принципов непрерывности, преемственности, междисциплинарности специфики правового сопровождения в период профессионального становления; потребность в изменении требований к месту, содержанию правовой компетенции в имеющихся ФГОС; необходимость переподготовки преподавательского состава, занятого формированием правовой компетенции студентов вузов; внедрение в практику разработанных учебно-практических пособий.

Обсуждение. В настоящей статье на обсуждение выносится вопрос рассогласования современных требований, предъявляемых работодателями, изложенных в профессиональных стандартах и единых квалификационных справочниках (ЕКС), к выпускникам неюридических специальностей вузов, с одной стороны, и ФГОС, основными профессиональными образовательными программами и учебными планами вузов, с другой стороны.

Заключение. В статье делается вывод о том, что назрела потребность в изменении нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы совершенствования правовой компетенции студентов неюридических специальностей вузов. Использование в практике ву-

зов предлагаемых авторами-исследователями подходов, педагогических условий, разработанных курсов и учебно-практических пособий будет способствовать эффективному решению рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова

компетенция; правовая компетенция; ФГОС; профессиональный стандарт; правовое образование; студент неюридической специальности вуза; знания; умения; навыки; УК

Основные положения

– определены основные подходы, как методологическая основа решения проблемы совершенствования правовой компетенции;

– выявлен комплекс педагогических условий, способствующих успешной реализации педагогической модели совершенствования правовой компетенции студентов вузов;

– установлено, что внедрение в образовательное пространство вузов разработанных спецкурсов и учебно-методических пособий способствует совершенствованию правовой компетенции студентов неюридических специальностей;

– выявлена потребность изменения законодательства в сфере образования (ФГОС, ОПОП) в части значительного увеличения объема дисциплин, направленных на формирование правовой компетенции студентов неюридических специальностей вузов.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ [Текст] / Е. Ю. Никитина, Ж. Г. Дрюпина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  6 (172). — С. 144-177. — DOI: 10.25588/5247.2022.73.28.008.

Библиографический список

1. Землин А. И. Актуальные проблемы формирования компетенций правовой направленности у специалистов в сфере транспорта // Транспортное право и безопасность. 2018. № 2 (26). С. 79–87.

2. Никитина Е. Ю., Дрюпина Ж. Г. Совершенствование правовой компетенции студентов вузов : монография / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 200 с.

 

3. Питюков В. Ю., Гусева И. В. Развитие правовой культуры обучающихся в непрерывном профессиональном образовании : монография / Российская международная академия туризма. М : Университетская книга, 2021. – 238 с. (Туристика: монографические исследования).

4. Профессиональная подготовка субъектов образовательного процесса в современном вузе : монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, 2020. С. 56–69 с.

5. Короткова Г. В., Руднева Н. И., Шимко Е. А.Формирование профессионально-правовой компетенции у студентов аграрных вузов [Электронный ресурс] // Наука и Образование. 2020. Т. 3, № 3. URL: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2376 (дата обращения: 15.10.22).

6. Дьячкова Т. С. Нравственно-правовое воспитание студентов в условиях современного учреждения высшего образования // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2021 г. : материалы научно-методической конференции, 27 января –11 февраля 2022 года, г. Москва / под редакцией Н. В. Маковской, Е. К. Сычовой. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2022. С. 133–135.