Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 6 (172) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/6703.2022.49.43.005
УДК: 378.4
ББК: 74.489
Г. С. Иваненко ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Б. Адаева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. Вопросы формирования функциональной грамотности вообще и читательской в частности применительно к учащимся начальной и основной школы активно обсуждаются в научно-методическом сообществе, в то время как студенческая аудитория пока не стала объектом такого же пристального внимания. Предметом настоящего исследования является методическое обеспечение процесса формирования читательских умений студентов педагогического вуза в аспекте профессиональной функциональной грамотности.

Материалы и методы. В качестве методов исследования использовался анализ научно-методической литературы, описывающей результаты диагностики, формирования и оценки функциональной грамотности, и рефлексия собственной научно-педагогической деятельности и опыта разработки заданий по читательской грамотности.

Результаты. Определена типология профессиональных педагогических речевых ситуаций, в основе которой лежит учет целей, характера и условий коммуникации. Выделены ситуации, связанные с обучающей деятельностью учителя, осуществляемой на уроке и при подготовке к нему; с внеурочной воспитательной работой; общением с учащимися и их родителями, с коллегами и руководством; с необходимостью постоянного самообразования. В разных речевых ситуациях от учителя требуется выбрать достоверную и актуальную информацию из разных источников, обобщить ее, переложить ее на язык, доступный школьникам, сформулировать свою позицию по вопросам социального, политического, нравственно-этического характера, повлиять на формирование системы взглядов обучающихся, убедить в чем-либо их родителей, правильно интерпретировать должностные инструкции, противостоять чужому прагматичному и целенаправленному негативному влиянию. Эти действия возможны при условии регулярного обращения к текстам разных стилей, жанров и типов предъявления информации.

Обсуждение. Предметом для обсуждения в педагогическом сообществе могут стать результаты проведенного на втором и третьем курсах филологического факультета педагогического вуза диагностического исследования овладения будущими учителями рядом необходимых читательских навыков. Перечень дефицитных читательских умений студентов, конечно, нуждается в уточнении в рамках более масштабного исследования. Однако уже сейчас можно констатировать, что будущие учителя не в полной мере успешно умеют переключать внимание с одного фрагмента текста на другой, работать с графической информацией, сопоставлять информацию и выстраивать логические связи, анализировать не только предложенный текст, но и задание к нему, оценивать качество и достоверность информационного источника, применять полученную информацию в новых условиях, опираясь на личный опыт и креативные способности. Полагаем, что преодоление выявленных проблем возможно при регулярном использовании во время практических занятий информационных задач, которые носили бы, по возможности, междисциплинарный характер, были бы направлены на формирование всех групп читательских умений, опирались на составные аутентичные тексты, востребованные в учительской практике.

Заключение. Политематичность учительского чтения определяет требования к его читательским умениям. В статье представлены пять групп умений: 1) находить и извлекать информацию, 2) осуществлять аналитические процедуры, 3) осуществлять синтетические процедуры, 4) критически оценивать информацию, 5) связывать полученную информацию с жизнью. Описаны результаты пилотного исследования, диагностирующего читательские умения студентов педвуза. Констатируется, что студенты-филологи испытывают затруднения при работе с графической информацией, не умеют анализировать задания к тексту, выстраивать логические связи между частями текста, оценивать надежность, достоверность информационного источника. Делается вывод о необходимости планомерной целенаправленной работы по формированию читательских умений на основе текстов разных стилей и типов, востребованных в реальной профессиональной учительской практике. Результаты могут быть полезны преподавателям вуза, заинтересованным в развитии читательских умений обучающихся.

Ключевые слова

функциональная грамотность; читательская грамотность; читательские умения; образовательный процесс в педагогическом вузе; профессиональная деятельность учителя

Основные положения

– определена типология профессиональных педагогических речевых ситуаций, требующих владения читательскими умениями;

– уточнены читательские умения студентов – будущих учителей, необходимые для успешного обучения в вузе и осуществления профессиональной деятельности;

– на основании диагностических заданий изучены читательские умения студентов;

– выдвинуты предположения о причинах проблем в овладении студентами навыками читательской грамотности;

– предложены педагогические пути совершенствования читательской грамотности студентов педагогического вуза.

Цитировать публикацию

Иваненко, Г. С.  ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / Г. С. Иваненко, О. Б. Адаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  6 (172). — С. 81-108. — DOI: 10.25588/6703.2022.49.43.005.

Библиографический список

1 Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13–33.

2. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы // Русский язык в школе. 2013. № 8. С. 5–11.

3. Иваненко Г. С. Функциональная грамотность: дискурсивная типология // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума, 9–11 июня 2020 г. : в 2 т. / отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко. Симферополь : Издательский дом КФУ, 2020. Т. 1. С. 196–204.

4. Коваль Т. В., Ковалева Г. С., Дюкова С. Е. «Большие идеи» и функциональная грамотность: опыт разработки модуля «Глобальные компетенции» в программе по формированию функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4. (85). С. 79–93.

5. Милославский И. Г. О несоответствии школьных и вузовских представлений о русском языке целям его преподавания как родного и как неродного // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 394–398.

6. Цукерман Г. А., Клещ Н. А. Понимание понятийного текста и владение понятиями // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 3. C. 19–27.

7. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. № 4 (142). С. 119–128.

8. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Баранова В. Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 58–78.

9. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155–180.

10. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.

11. Иваненко Г. С. Стратегия анализа текстов различных стилей в аспекте формирования читательской грамотности // Русский язык в поликультурном мире : VI Международный симпозиум, 8–12 июня 2022 г. : сб. науч. статей : в 2 т. Симферополь : Издательскй дом КФУ, 2022. Т. 2. С. 242–248.

12. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности // Русский язык в школе. 2021. № 1 (82). С. 7–15.

13. Терентьева Н. П., Баталова Е. В. Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности // Филологический класс. 2019. № 3 (57). С. 108–113.

14. Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1. С. 164–172.

15. Громова Л. А. Функциональная грамотность учителя как условие достижения планируемых результатов общего образования // Журавлевские чтения «Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании» : материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Журавлева Василия Ивановича, 11–16 февраля 2022 г. / отв. ред.  Н. А. Горлова. М. : Московский государственный областной университет, 2022. С. 136–141.

16. Юздова Л. П., Милютина А. А., Звягин К. А. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 2. С. 186–201. DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.010.

17. Божович Е. Д. Критерии понимания текста школьниками // Русский язык в школе. 2016. № 10. С. 13–17.

18. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М. : Мой учебник, 2007. – 256 с.

19. Краткие результаты исследования PISA-2018 : [сайт]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 12.10.2022).

20. Лебедева М. Ю. Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования. 2022 № 1. С. 244–270.

21. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н. А. Борисенко [и др.] // Science for Education Today. 2020. № 5. С. 28–49.

22. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155–180.

23. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) / Т. Ю. Чабан [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 9–30.

24. Адаева О. Б. Информационная задача как прием формирования читательской грамотности на уроках русского языка // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума, 9–11 июня 2020 г. / отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко : в 2 т. Симферополь : Издательский дом КФУ, 2020. Т. 2. С. 22–27.

25. Иваненко Г. С. Художественный текст: формирование читательской грамотности : учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский центр РАО, 2022. – 159 с.

26. Адаева О. Б. Формируем читательские умения : учебно-методическое пособие. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – 64 с.