Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Заметной тенденцией в современной высшей школе является интеграция медиаобразования в программы профессиональной подготовки студентов. Расширение сферы влияния средств массовой информации, цифровизация образовательного пространства, практически неограниченный доступ к источникам информации — это факторы, обусловливающие необходимость включения медиакомпетенции в перечень профессиональных педагогических компетенций будущего учителя. Цель статьи — дать определение понятия медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, выявить ее структуру и содержание, а также пути развития.
Материалы и методы. В исследовании широко используется метод анализа научной психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, медиаобразования, развития медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка. Кроме того, авторы прибегают к обобщению и рефлексии собственного педагогического опыта работы в высшей школе. Результаты теоретических изысканий дополняются итогами анкетирования студентов и преподавателей как участников иноязычного образовательного процесса, в рамках которого проводится обучение медиадеятельности.
Результаты. На основании анализа теоретических источников и собственной педагогической деятельности сформулировано определение медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка. Представлена модель медиакомпетенции, построенная на основе интегрального подхода. Определено содержание (знания и умения) всех четырех секторов данной модели. Проведено анкетирование студентов старших курсов факультета иностранных языков и преподавателей о необходимости включения элементов медиаобразования в иноязычный образовательный процесс и удовлетворенности респондентов перечнем релевантных знаний и умений.
Обсуждение. В результате исследования намечены направления развития медиакомпетенции в рамках образовательного процесса. Необходимость обращения к иноязычному образованию вызвана тем, что учитель иностранного языка, в отличие от учителей, преподающих другие дисциплины, имеет более широкие возможности для доступа к источникам медиаинформации, для использования ее в своей педагогической деятельности и, таким образом, для воздействия на обучающихся.
Заключение. Изучение педагогической литературы, результаты анкетирования преподавателей и студентов показали, что учитель иностранного языка должен быть медиаобразованным профессионалом, обладающим высоким уровнем сформированности медиакомпетенции. Механизм речевой деятельности, лежащей в основе обучения иностранному языку обеспечивает целостность иноязычной медиакомпетенции, объединяющей четыре сектора, выделенные в соответствии с интегральным подходом.
медиакомпетенция; медиаобразование; иноязычное образование; профессиональная подготовка будущего учителя; будущий учитель иностранного языка; высшая школа; интегральный подход
– медиакомпетенция будущего учителя иностранного языка — это готовность и способность осуществлять иноязычную коммуникацию в медиапространстве в образовательных целях средствами профессионально-педагогической медиадеятельности;
– построенная на основе интегрального подхода К. Уилбера модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка представляет собой единство четырех секторов: информационно-когнитивного, культурного, личностного, социального;
– предложенная модель медиакомпетенции будущего учителя иностранного языка, состоящая из четырех секторов, представляет собой основу дальнейшего уточнения их содержания, т.е. совокупности входящих в них знаний и умений, что может быть обусловлено изменением требований к учителю иностранного языка, условий функционирования медиапространства и медиатехнологий, а также целей и задач образовательного процесса.
Афанасьева, О. Ю. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / О. Ю. Афанасьева, Е. Ю. Никитина, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 6 (172). — С. 7-28. — DOI: 10.25588/9631.2022.58.53.001.
1. Троянская С. Л. Формирование медиакомпетентности школьников и студентов в условиях цифровой культуры // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 1. C. 23–28. (Педагогика. Психология. Социокинетика).
2. Троянская С. Л. Развитие медиакомпетентности студентов в учебной деятельности // Вестник Удмуртского университета.. 2017. № 2. C. 255–261. (Философия. Психология. Педагогика).
3. Каменев Р. В., Крашенинников В. В., Троцкая А. И. Медиаобразование и профессиональная подготовка педагогов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 65–71.
4. Мамчук В. Г. Медиаобразование в условиях цифровизации общества // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 6. С. 36–41.
5. Кириллова Т. В., Денисова Г. В. Формирование медиакомпетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» |// Перспективы науки. 2020. № 4 (127). С. 188–191.
6. Ranieri M. & Bruni I. (2018), “Digital and media literacy in teacher education: Preparing undergraduate teachers through an academic program on digital storytelling”, Handbook of research on media literacy in higher education environments, pp. 90–111. DOI 10.4018/978-1-5225-4059-5.ch006.
7. Ranieri M. & Bruni I. (2018), “Promoting digital and media competences of pre-and in-service teachers. Research findings of a project from six European countries”, Journal of E-Learning and Knowledge Society. vol. 14 (2), pp. 111–125. DOI10.20368/1971-8829/1497.
8. Bond M., Marín V.I. & Dolch C. [et al.] (2018), “Digital transformation in German higher education: Student and teacher perceptions and usage of digital media”, International Journal of Educational Technology in Higher Education, vol. 15 (1). DOI 10.1186/s41239-018-0130-1.
9. Чубса К. В. Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 515–517. URL: https://moluch.ru/archive/337/75243/ (дата обращения: 09.12.2022).
10. Гамисония С. С. Формирование медиакомпетентности будущих учителей в условиях информатизации образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 3. С. 61–64. DOI 10.47438/2309-7078_2021_3_61/
11. Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., Федотова М. Г. Медиаграмотность как компонент функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 2 (168). С. 22–35. DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.002.
12. Амитрова М. В., Ковалёва С. С. Модель формирования медиакомпетентности у курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения иностранному языку // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 3А. С. 380–389. DOI 10.34670/AR.2020.38.48.090.
13. Искаков Б. А., Сахариева С. Г. Медиакомпетентность - важнейшая составляющая профессионализма деятельности современного учителя // Инновации в образовании (Казахстан). 2016. № S1 (26). С. 70–75.
14. Хлызова Н. Ю. НИРС как средство формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 161–173.
15.Уилбер К. Теория всего. Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. М. : Рипол-классик, 2017. – 288 с.