Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 6 (172) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/6993.2022.48.13.013
УДК: 159.9.072
ББК: 88.9
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. А. Кондратьева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
П. М. Маслова ORCID
Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
Аннотация

Введение. В актуальных условиях профессиональное становление не имеет жестких границ, исходя из этого студентам для сохранения способности конкурировать и развиваться, самостоятельно моделировать свой профессиональный маршрут, кроме того, им придется преодолевать неопределенность во всех сферах социальной жизни, совладать конструктивно со стрессовыми ситуациями, чему может способствовать толерантность к неопределенности как личностная характеристика. Целью является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка взаимосвязи толерантности к неопределенности и копинг-стратегий у студентов факультета психологии.

Материалы и методы. Исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности и копинг-стратегий у студентов факультета психологии включает в себя три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», факультет психологии (N = 17). Исследование было реализовано с помощью теоретических (анализ и моделирование, обобщение, целеполагание) и эмпирических методов: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам: (шкала толерантности к неоп-ределенности Баднера (адаптация Т. В. Корниловой, М. А. Чумаковой); «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан); «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс в адаптации Т. Л. Крюковой); метод математической статистики: критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Результаты. В результате исследования выявлено преобладание среднего уровня толерантности и интолерантности; толерантность на высоком уровне и выше среднего не выявлена. У большинства респондентов наблюдался средний уровень преобладания стратегии разрешения проблем; на среднем уровне находится и стратегия поиска социальной поддержки, что отражает тенденцию к социальной мобильности и установлению межличностных взаимоотношений. Меньше всего опрошенных используют стратегию избегания проблем, преобладающим является копинг, ориентированный на эмоции. Результаты математико-статистической обработки показали, что между толерантностью/интолерантностью к неопределенности и показателями копинг-стратегий (ориентация на эмоции и разрешение проблем) установлена статистически значимая корреляционная связь.

Обсуждение. В процессе обсуждения когнитивных результатов толерантности к неопределенности выявилась ее потенциальная роль во влиянии на отношение студентов к образовательной среде. Студенты, толерантные к неопределенности, могут активнее принимать участие в общественной деятельности и вносить вклад не только в собственное развитие, но и в развитие образовательной организации. Для достижения необходимых результатов в учебной и общественной деятельности необходимо учитывать уровень стрессоустойчивости.

Заключение. Проведенное исследование показало необходимость мониторинга у студентов толерантности к неопределенности с последующим использованием его данных в процессе моделирования практических программ преобразования образова-тельной среды. В процессе реализации психолого-педагогических программ особое внимание следует уделять изучению толерантности, интолерантности, копинг-стратегиям, стрессоустойчивости и учитывать детерминанты, характеристики личности, интегральную индивидуальность, особенности психики каждого студента. Такой подход позволит студентам факультета психологии развивать конструктивные копинг-стратегии для преодоления ситуаций неопределенности и стресса.

Ключевые слова

толерантность; интолерантность; неопределенность; копинг-стратегии; стресс; студенты; факультет психологии

Основные положения

– модель формирования конструктивных копинг-стратегий студентов факультета психологии для преодоления ситуаций неопределенности состоит из взаимосвязанных компонентов: цели, задач, формирующего взаимодействия, методов, используемых в формирующей работе, результата;

– феномен толерантности к неопределённости ещё недостаточно раскрыт в психолого-педагогической литературе, однако имеющиеся выводы позволяют провести определение основных понятий, характеристик, выбор методик для констатирующего эксперимента, проведение упражнений, игр, беседы, решение ситуационных задач;

– уровень проявления у студентов факультета психологии конструктивных копинг-стратегий для преодоления ситуаций неопределенности подтверждает сочетание обоих полюсов (толерантности и интолерантности) с преобладанием одного из них.

Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ [Текст] / В.И. Долгова, О. А. Кондратьева, П. М. Маслова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  6 (172). — С. 260-291. — DOI: 10.25588/6993.2022.48.13.013.

Библиографический список

1. Jach H.K., Smillie L.D. (2019), “To fear or fly to the unknown: tolerance for ambiguity and Big Five personality traits”, Journal of Research in Personality, vol. 79, pp. 67–78. DOI 10.1016/j.jrp.2019.02.003

2. Caulfield M., Andolsek K., Grbic D. (2014), “Roskovensky L. Ambiguity tolerance of students matriculating to U.S. medical schools”, Academic Medicine, vol. 89, pp. 1526–1532. DOI 10.1097/ACM.0000000000000485.

3. Blustеin D.L., Ali S.R. & Flоrеs L.Y. (2019), “Vоcatiоnal Psychоlоgy: Еxpanding thе Visiоn and Еnhancing thе Impact”, Thе Cоunsеling Psychоlоgist, vоl. 47 (2), pp. 166–221. DOI: 10.1177/0011000019861.

4. Касымова Г. К. Интегративная модель преодоления стресса студента и преподавателя: коррекция отношений в образовательном, профессиональном и личностном взаимодействии // Вестник Национальной академии наук Республики Казахстан. 2019. № 3. С. 169–179.

5. Eley D.S., Leung J.K., Campbell N. & Cloninger C.R. (2017), “Tolerance of ambiguity, perfectionism and resilience are associated with personality profiles of medical students oriented to rural practice”, Medical Teacher, vol. 39, pp. 512-519. DOI 10.1080/0142159X.2017.1297530.

6. Корнилова Т. В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. 2013. № 4. С. 36–47. (14. Психология).

7. Hein G., Morishima Y., Leiberg S., Sul S., E. Fehr E. (2019), “The brain’s functional network architecture reveals human motives”, Science, vol. 351 (6277). pp. 1074–1078. DOI 10.1126/science.aac7992.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. − 344 с. ISBN 5-01-004479-Х.

9. Han P.K., Schupack D., Daggett S., Holt C.T. & Strout T.D. (2015), “Temporal changes in tolerance of uncertainty among medical students: insights from an exploratory study”, Medical Education Online, vol. 20, pp. 285. DOI 10.3402/meo.v20.28285.

10. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Сенчева Л. А. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2018. № 9. С. 39–46. DOI 10.24422/MCITO.2018.9.16650

11. Amirkhan J.H. (1990), “A factor analytically derived measure of coping: The Coping Strategy Indicator”, Journal of Personality and Social Psychology, vol. 59 (5),pp. 1066–1074. DOI 10.1037/0022-3514.59.5.1066.

12. Крюкова Т. Н. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика : cб. научн. трудов / отв.ред. В. А. Соловьева. Кострома : Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. Вып. 1. С. 70–82.

13. Сорокова М. Методы математической статистики в психологии.  Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 405 с. ISBN 978-3-659-98884-4.

14. Gol I. & Erkin O. (2019), “Association between cultural intelligence and cultural sensitivity in nursing students: A cross-sectional descriptive study”, Collegian, vol. 26, pp. 485–491.

15. Dimitrijevich A.A., Starchevich J. & Marjanovich Z.J. (2019), “Can ability emotional intelligence help explain intercultural effectiveness? Incremental validity and mediation effects of emotional vocabulary in predicting intercultural judgment”, International Journal of Intercultural Relations, vol. 69, pp. 102–109. DOI 10.1016/j.ijintrel.2019.01.005.

16. Lauriola M., Foschi R., Mosca O. & Weller J. (2016), “Attitude toward ambiguity: empirically robust factors in self-report personality scales”, Assessment, vol. 23, pp. 353–373. DOI: 10.1177/1073191115577188.

17. Liou K.T., Jamorabo D.S., Geha R.M., Crawford C.M., George P. & Schiffman F.J. (2019), “Foreign bodies: is it feasible to develop tolerance

 

for ambiguity among medical students through Equine-Facilitated learning?”, Medical Teacher, vol. 41, pp. 960–962. DOI10.1080/0142159X.2019.1578876.

18. Corradini A., Antonietti A. (2019), “Mirror neurons and their function in cognitively understood empathy”, Consciousness and Cognition, vol. 22(3), pp. 52–61. DOI 10.1016/j.concog.2013.03.003.

19. Троицкая Е. А. Особенности эмпатии в поликультурной среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 6 (814). С. 217–229.

20. Dolgova V.I., Belikov V.A. & Kozhevnikov M.V. (2019), “Partnership as a factor in the effectiveness of practiceoriented education of students”, International Journal of Education and Practice, vol. 2, pp. 78–87. DOI 10.18488/journal.61.2019.72.78.87.