Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются современные тенденции познавательного развития детей дошкольного возраста, особенности познавательного развития в процессе обучения с учетом ФГОС дошкольного образования, а также возможности и необходимость решения задач познавательного развития на основе эколого-математического содержания в процессе решения ситуационных задач.
Материалы и методы. Методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.
Результаты. В основе познавательного развития детей с учетом эколого-математического содержания в процессе решения ситуационных задач
нами выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; содержательно-процессуальный этап; рефлексивно-оценочный этап.
Обсуждение. Подчеркивается, что современное познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает решение задач эколого-математического содержания и связано не столько с предметными знаниями, сколько с интеллектуальным развитием детей, логических мыслительных операций и структур.
Заключение. Делается вывод о том, что познавательное развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться в рамках проблемного обучения в процессе решения ситуационных задач с эколого-математическим содержанием.
познавательное развитие, проблемное обучение, ситуационные задачи: этапы обучения решения ситуационных задач с эколого-математическим содержанием: мотивационный, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный
В основе содержания познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе решения ситуационных задач с эколого-математическим содержанием нами выделены основные этапы обучения. Единство педагогической науки и практики проявляется, исходя из нашей позиции, в том, что:
1) они обе реализуют одну и ту же социальную функцию – подготовки подрастающего поколения к участию в жизни в рамках познавательного развития детей;
2) сам процесс познания связан с формированием целостной картины мира и приобщением детей дошкольного возраста к накопленному человечеством опыту.
Галкина, Л. Н. ЭКОЛОГО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Л. Н. Галкина, Н. Е. Пермякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6. — С. 89-99. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.24..6..007.
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : учебное пособие. М., 2004. – С. 16-17, 61-63, 66.
2. Галкина Л. Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы», Челябинск, ЧГПУ. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2012. – С. 93-98.
3. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения : учебник для вузов. / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Смоленцевой. – СПб. : Питер, 2013. – С. 69-79, 310-323, 323-326.
4. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающихся математических играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста и игровой деятельности : сборник. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – С. 4-8; 69-79.
5. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – С. 12-17; 265-267.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей : учеб. пособие. СПб., 2003. – С. 3-5.
7. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – С. 177-180.