Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: DOI: 10.25588/CSPU.2018.85..6..014
УДК: 372.212:792.5
ББК: 74.100.551.3:85.32
А. Г. Чурашов ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. А. Клыкова ORCID
Доцент, декан факультета НХТ, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Б. Юнусова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования хореографии как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка в системе дополнительного образования. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможности реализации гендерно-кластерной методики как инновационной педагогической технологии развития гендерной культуры ребенка средствами хореографического искусства.

Материалы и методы. Методы исследования: теоретические– анализ

 

философской, психолого-педагогической литературы, литературы, посвященной гендерной культуре, хореографии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение педагогического опыта в сфере хореографического образования; эмпирические – наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики.

Результаты. Определено значение гендерно-кластерной методики как эффективного средства и перспективного направления развития гендерной культуры у старших дошкольников средствами хореографии в системе дополнительного образования. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой развития гендерной культуры у детей в дополнительном образовании является гендерно-кластерная методика, которая позволяют учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему развитию детей в дополнительном образовании, в том числе и повышению уровня развития гендерной культуры.

Обсуждение.Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением гендерно-кластерной методики как инновационного и методического обеспечения вектора педагогической науки на соответствие содержания и структуры комплекса технологий хореографической образовательной деятельности в области дополнительного образования с целью формирования и развития гендерной культуры.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация гендерно-кластерной методики как эффективного средства развития гендерной культуры ребенка является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования.

Ключевые слова

инновация, гендер, гендерная культура, гендерно-кластерная методика, хореография, дополнительное образование

Основные положения

– определены составляющие гендерно-кластерной методики;

– разработаны методические рекомендации, способствующие эффективной реализации гендерно-кластерной методики в системе дополнительного образования.

Цитировать публикацию

Чурашов, А. Г.  ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / А. Г. Чурашов, Л. А. Клыкова, Е. Б. Юнусова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 190-202. — DOI: DOI: 10.25588/CSPU.2018.85..6..014.

Библиографический список

1. Градусова Л. В. Гендерная педагогика : учебное пособие.Москва : ФЛИНТА, 2011. – 175 с.

2. Гусева Ю. Е. Влияние социально–исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе : автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2007.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Дошкольная педагогика и психология : хрестоматия. Москва : Мозаика-Синтез, 2014. - 554 с. ISBN: 978-5-4315-0508-9

4. Кикинежди А. Гендерно-образовательные технологии как психолого педагогическое сопровождение половой социализации личности [Электронный ресурс]. URL: http://social-science.com.ua/article/1117 (дата обращения: 11.10.18).

5. Надточий М. И. Гендерная культура личности как педагогическая проблема / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 (64). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(64).pdf (дата обращения: 22.10.18).

6. Никитина Е. Ю., Макаренко В. Г. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект : моногр. Москва : ВЛАДОС, 2010. – 240 с.

7. Реан А. А. Психология и педагогика. Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 432 с.

8. Словарь гендерных терминов / составитель З. В. Шевченко [Электронный pecypc]. URL: http://a-z-gender.net/gendernaya-kultura.html (дата обращения: 16.10.18).

9. Созаев В. В. Гендерная теория как фактор формирования гендерной компетентности в культурологическом образовании школьников // Аспирантские тетради. СПб., 2008. – № 33 (73), ч. 1 :– С. 426–430. (Обществ. и гуманитар. науки).

10. Тартаковская И. Н. Гендерная социология. М. : Вариант; Невский простор, 2005. – 368 с.

11. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. Москва : Когито-центр, 2009. – 221 с.

12. Юнг К. Г., Нойманн Э. М. Психоанализ и искусство. Москва : Рефл-бук : Ваклер, 1996. – 304 с.

13. Bem S.L. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development: Raising Gender-Aschematic Children in a Gender-Society. The Psychology of Women: Ongoing Debates. New Haven; L. 1987. pp. 226-245.

14. Browne J. The future of gender. Cambridge University Press, GB, 2007. 288 p. URL: www.ebookee.com (дата обращения: 09.10.18).

15. Ed. Kimmel M.S., Hearn J. & R.W. Connell. Handbook of studies on men and masculinities. Sage Publications Ltd, London. 2005. 504 p.

 

16. Larson R., Richards M, Perry–Jenkins M. Divergent worlds: the daily emotional experience of mothers and father. J Pers Soc Psychol. 1994. 67 (6), pp. 1034-46.

17. Stearns P., Peter N. Gender in world history, USA, 2006. 182 p. URL: www.ebookee.com (дата обращения: 09.10.18).