Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.11..6..004
УДК: 371.01: 371
ББК: 74.202.42:74.04
Ирина Валерьевна Верховых ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Наталья Павловна Шитякова ORCID
Доцент, ЮУрГГПУ, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты анализа педагогических исследований по проблемам организации проектной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Цель статьи – охарактеризовать существующие подходы к применению метода проектов на начальной ступени образования, выявить существующие трудности, возникающие в ходе проектной деятельности.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как анализ, анкетирование и беседа.

Результаты. Проведенное анкетирование позволило нам сформулировать основные проблемы, которые возникают в ходе осуществления проектной деятельности. Одна из таких проблем – это отсутствие в большинстве случаев подготовки,  специального обучения проектированию.  Вторая

 

проблема связана с трудностями, которые возникают у младших школьников при постановке проблемы и в поиске информации. Отметим, что информацию для проектов дети пытаются найти в основном на страницах сети интернет, а к книгам, энциклопедиям и словарям обращаются редко. Третья проблема – низкая степень самостоятельности при подготовке проектов. Следовательно, проектная деятельность не решает своей основной задачи – формирования метапредметных умений. Действия детей сводятся к получению информации по теме проекта и подготовке выступления (презентации), причем в некоторых случаях путем механического заучивания доклада.

Обсуждение. Отмечается, что в процессе осуществления проектной деятельности на ступени начального общего образования у младших школьников должны формироваться в первую очередь метапредметные умения. Приобретение обучающимися в ходе работы над проектом новых для себя знаний является не основным, а побочным продуктом деятельности. Возрастные особенности младших школьников не позволяют выполнить им все действия по проектированию самостоятельно. Поэтому основной задачей учителя является обучение детей отдельным действиям, необходимым для проектирования. Вторая задача – способствовать проявлению творческих способностей детей, которые будут отражаться в выборе и подготовке продукта проекта. Третья задача – сформировать умение презентовать результаты своего информационного поиска. Один из путей реализации этих задач – включение в образовательный процесс начальной школы курсов внеурочной деятельности по подготовке к проектной деятельности.

Заключение. Осуществление специальной работы по формированию у младших школьников умений формулировать проблему исследования, осуществлять информационный поиск, работать с текстом, находить пути решения проблемы, выстраивать последовательность своих действий для достижения цели, презентации продукта проекта позволит превратить проектную деятельность из средства по расширению кругозора обучающихся в различных областях знаний в средство по формированию метапредметных умений.

Ключевые слова

проектная деятельность, метод проектов, технология проектной деятельности

Основные положения

-изучены основные подходы к организации проектной деятельности в начальной школе;

- выявлены проблемы, возникающие у субъектов образовательного процесса в ходе осуществления проектной деятельности на ступени начального общего образования;

- предложены варианты решения данных проблем.

Цитировать публикацию

Верховых, Ирина Валерьевна  ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС [Текст] / Ирина Валерьевна Верховых, Наталья Павловна Шитякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 53-67. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.11..6..004.

Библиографический список

1. Полат Е. С. Метод проектов: история и  теория вопроса // Школьные технологии. 2006. – № 6. – С. 43-47.

2. Матяш Н. В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения // Инновации в образовании. 2010. – № 11. – С. 23-30.

3. Матяш Н. В., Хохлова М. В. Информационные творческие проекты как средство развития личности младшего школьника // Педагогическое образование в России. 2014. – № 5. – С. 45-49.

4. Рубцова О. В., Кривошеева Л. Б. Проектирование как способ организации учеб-

 

ной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. – Том 20. – № 3. – С. 133-146.

5. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. – № 1 (5) – С. 104-110.

6. Неизвестный С. И. Психологические факторы успешной проектной деятельности [Электронный ресурс]. URL: ttp://rgsu.net/about/science/publishing/magazine/2017UZ/2017UZ_2572.html (дата обращения: 11.10.18).

7. Азарова Л. Н., Оленева Н. А. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект» [Электронный ресурс]. URL: ttp://lira.dolgorukovo.net/view_article.php?id=20 (дата обращения: 28.11.18).

8. Севостьянова Е. Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с окружающей средой // Психологическая наука и образование. 2012. – № 4. – С. 34-41.

9. Седова Н. Е., Колентионок Е. Н. Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. – № 4 – С. 135-142.

10. Савенков А. И. Проектирование и следование в современном образовании // Химия в школе. 2008. – № 6. – С. 1-8.

11. Савенков А. И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения // Начальная школа. 2012. – № 9. – С. 54-60.

12. Горячев А. В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. 2004. – № 5. – С. 8-15.

13. Лазарев В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. – Том 20. – № 3. – С. 25-34.

14. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Педагогика. 2011. – № 10. – С. 3-11.

15. Лазарев В. С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе // Народное образование. 2014. – № 8. – С. 130-136.

16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 28.11.18).