Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..009
УДК: 37.062
ББК: 74.489
В. С. Зайцев ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Ногина ORCID
Старший преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются основные проблемы самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения. Целью исследования явились определение содержания проблемы работы вуза по профессиональной самоидентификации студентов в условиях бинарной системы обучения.

Профессиональная подготовка педагога в стенах вуза есть форма, содержание и условия его самоидентификации как будущего профессионала. Профессиональная самоидентификация при этом является одним из механизмов развития личности и построения её профессиональной идентичности. Анализ научной литературы позволил рассмотреть структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога. Результаты исследования могут быть

 

использованы в профессиональной подготовке педагогов системы СПО (среднего профессионального образования).

В качестве задач исследования рассмотрены основные концептуальные подходы, раскрывающие историю и динамику идентификации и самоидентификации личности студента, механизмы и методы, а также роль образовательной среды вуза в полноценной профессиональной подготовке студентов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме самоидентификации; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. В статье приведены результаты проведенного эмпирического исследования в форме анкетирования и форме дискуса, которые могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов системы СПО (среднего профессионального образования).

Обсуждение. Большая часть студентов остро переживают кризис личной идентичности, активно пытаются его преодолеть. От курса к курсу растет достигнутая позитивная идентичность, что свидетельствует о готовности будущих педагогов к работе в профессии и сформированности тех качеств, которые необходимы будут им в самостоятельной профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.

Заключение. Анализ результатов свидетельствует, что профессиональная идентификация и самоидентификация будущего педагога профессионального обучения есть процесс динамический, многомерный, нелинейный, определяющий не только механизмы, но и результаты выстраивания его профессиональной идентичности, ее коррекции.

Ключевые слова

идентичность, профессиональная идентификация и самоидентификация, бинарная система профессиональной подготовки

Основные положения

- определены основные проблемы самоидентификации будущих педагогов профессионального обучения;


- рассмотрен структурно-компонентный состав, генезис, статусы и роли профессиональной идентичности и самоидентичности будущего педагога.

Цитировать публикацию

Зайцев, В. С.  САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ [Текст] / В. С. Зайцев, А. А. Ногина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 111-127. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..009.

Библиографический список

1. Маслоу А. Мотивация и личность: пер.с англ. – СПб. : Питер, 2007.

2. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. – СПб. : Наука, 2003. – 792 с. – С. 45.

3. Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении – М. : Мысль, 1985. – С. 47.

4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. – М. : Мысль, 1989. – С. 124.

5. Кант И. Критика чистого разума / пер. Лосский. – М. : Издательство Эксмо. – 2017. – 736 с.

6. Эрикон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 2006. – 352 с.

7. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии. Собр. Соч. в 6-т. – Т.4. – М., 1984. – С. 251.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1973. – С. 261.

9. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М. : Прагма, 1997. – 206 с.

10. Кули Ч. Х. (2000) Человеческая природа и социальный порядок: пер. с англ. – М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги. – 320 с.

11. Мид Дж. (2009) «I» и «Me» как фазы Я // Избранное: сб. переводов / сост. и переводчик В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. – М.: ИНИОН РАН. – 290 с. – С. 170-177.

 

12. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент. Тренинг / Л. Б. Шнейдер. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; 2004. – 600 с.

13. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. – Т. 22. – № 4. – С. 51-59.

14. Полева Н. Н. От идентификации к идентичности. Психологические исследования, 2018. – 11(58), 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.07.18).

15. Правдюк В. Н., Дерепаско С. В., Маслов С. И. Современные подходы и педагогические условия в подготовке педагога профессионального обучения. – Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – Вып. 1: в 2 ч. Ч. 2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – С. 63-67.

16. Фаляхов И. И. Возможности дуальной системы обучения // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (35). – Новосибирск: СибАК, 2014.

17. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис…канд. психол. наук: 11.00.07: СПб., 2004. – 19 с.

18. Гнатышина Е. А., Герцог Г. А. Подготовка педагогов профессионального обучения в условиях компетентностно ориентированного управления образовательным процессам вуза // Профессиональное образование: методология, технологии, практика : сборник научных статей / под ред. В. В. Садырина. – Челябинск : изд-во ЗАО «Цицеро», Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. – Выпуск 8. – 244 с.

19. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006. – С. 143-155.

20. Литке С. Г. Трансцендентный психологический коучинг. Человеческий фактор: социальный психолог, 2017. – № 2 (34). – С. 326-330. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=30510509 (дата обращения: 09.06.18).

21. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студента // Мир психологии. 2009. – № 2. – С. 205-211.

22. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. – № 2 (38). – С. 148-157.