Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..018
УДК: 159.99
ББК: 88.6, 88.8
А. В. Горбушина ORCID
Старший преподаватель кафедры психологии, Вятский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. И. Корчагина ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Вятский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АСПЕКТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ ТРУДОВЫМ СТАЖЕМ
Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальная для науки проблема отсутствия описания генезиса и динамики мотивации профессиональной деятельности педагогов; обоснована конструктивность применения методологии системогенеза для исследования изменений в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности.

Материалы и методы. В статье приведены отдельные результаты эмпирического исследования мотивации профессиональной деятельности педагогов с использованием батареи психодиагностических методик, обработанные с применением методов математической статистики, корреляционного анализа, метода анализа психологической структуры, выполненного в логике исследований ярославской психологической научной школы.

Результаты. По итогам эмпирического исследования постулированы основные этапы динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, обозначено их психологическое содержание.


Обсуждение. На основании анализа содержания структуры мотивации профессиональной деятельности у педагогов с разным трудовым стажем сделаны выводы о закономерностях динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности, подтверждающих базовые принципы системогенеза; на основании динамики организованности системы выявлен циклический характер изменений в структуре мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем.

Заключение. Особенности динамики содержания структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности позволяют сделать выводы о ее системогенезе, протекающем в соответствии с изменениями условий социальной ситуации и задач профессионального развития. Качественные и количественные изменения в содержании структуры мотивации профессиональной педагогической деятельности происходят по принципам системогенеза и имеют циклический характер.

Ключевые слова

система мотивации профессиональной деятельности, педагогическая деятельность, системогенез, этапы динамики системы, закономерности системогенеза, цикличность

Основные положения

-обоснована необходимость применения логики системогенеза к исследованию мотивации профессиональной деятельности учителей;

- обозначено психологическое содержание этапов изменений мотивации профессиональной деятельности педагогов;

- выделены закономерности динамики системы мотивации профессиональной педагогической деятельности;

- описана дополнительная закономерность, зафиксированная по результатам эмпирического исследования, – цикличность изменения содержания структуры системы мотивации профессиональной деятельности педагогов.

Цитировать публикацию

Горбушина, А. В.  АСПЕКТЫ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ ТРУДОВЫМ СТАЖЕМ [Текст] / А. В. Горбушина, Г. И. Корчагина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 239-255. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.46..6..018.

Библиографический список

1. Даутова О. Б., Гойдаленко О. Б. Педагогическая деятельность учителя в условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты // Человек и образование. 2013. − № 4(37). – С. 10-15.

2. Viseu J., Jesus S. N., Rus C., Canavarro J. M., & Pereira J. Relationship Between Teacher Motivation and Organizationals Variables: A Litrature Review. Paideia, 2016. 26. 63. 111-120. DOI:10.1590/1982-43272663201613.

3. Шадриков В. Д. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т.1. Системогенез профессиональной и учебной деятельности. – М. : Изд. дом РАО; Ярославль : ЯрГУ, 2017. – 326 с.

4. Кожевина А. П., Дубровина С. В. Мотивация профессиональной деятельнос- ти педагогов общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]  // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. – № 5. – С. 39-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/motivatsiya-professionalnoy-deyatelnosti-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 18.09.18).

5. Воробьева М. А., Дворникова М. Ю. , Журавёва Е. С. , Терезченко К. В. Особенности трудовой мотивации сотрудников образовательных организаций  // Педагогическое образование в России. 2018. − №5. – С.74-80.

6. Рокицкая Ю. А. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. − № 1. – С.61-67.

7. Fernet C., Trepaier S.-G., Austin S, Levesgue-Cȏte J. Committed, inspiring, and healthy teachers: How do school environment and motivational factors facilitate optimal functioning at career start?. Teaching and Teacher education, 2016. 59. 481-491. DOI: 10.1016/j.tate.2016.07.019

8. Горбушина А. В. Актуальные направления и перспективы исследований мотивации профессиональной деятельности // Общество, наука, инновации. Всероссийс- кая ежегодная научно-практическая конференция. Киров, 18-29 апреля 2016. – Киров : Издательство ВятГУ, 2016. − С. 4930-4937.

9. Горбушина А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистемный подход // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. − № 3 (3). – С. 138-141.

 

10. Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа // Ярославский педагогичес- кий вестник. 2018. − № 4. – С. 205-215.

11. Горбушина А. В. Развитие системы мотивации профессиональной деятельности в контексте педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2018. – № 5. – С.83-94. DOI: 10.15293/1813-4718.1805.09

12. Карпов А. В. Психология деятельности: монография в 5 т. Т. IV Генетическая динамика. – М. : РАО, 2015. – 504 с.

13. Карпов А. В. К проблеме состава и содержания принципов системогенеза // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. – Ярославль : Изд-во ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013 – С. 22-27.

14. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики : монография. М. : ИП РАН, 2004. – 506 с.

15. Карпова Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: монография. – Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. – 569 с.

16. Разина Т. В. Системогенетические и метасистемогенетические закономерности развития системы мотивации научной деятельности // Вестник ЯрГУ. 2016. – № 1 (35). – С. 104-108 (Серия Гуманитарные науки).

17. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека : монография. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 464 с.

18. Гольдшмидт Е. С. К вопросу об онтогенезе личности человека с позиции теории функциональных систем // Вестник КемГУ. 2010. – №3 (43). – С. 54-61.

19. Поваренков Ю. П. Соотношение полицикличности и моноцикличности профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. 2016. – № 5. – С. 205-210.

20. Kamalova L. A., Korchagina G. I., Bulatbaeva K. N. Professional Self-Affirmation of a Teacher as a Functional Activity System. International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. 11. Issue 1. 279-290. URL: http://www.iejme.com/download/professional-self-affirmation-of-a-teacher-as-a-functional-activity-system.pdf (дата обращения: 25.08.18).

21. Морозова О. П. Особенности системогенеза профессиональной деятельности учителя [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2005. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-sistemogeneza-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 26.09.18).