Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 6 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.50..6..020
УДК: 371.9:371.015
ББК: 74.5:88.840
Е. В. Резникова ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. С. Васильева ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация

Введение. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов как в школах, так и в дошкольных образовательных организациях.

Цель статьи: обосновать авторскую систему осуществления эффективного психолого-педагогического сопровождения через организацию деятельности консилиума в образовательной организации для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме организации психолого-

 

педагогического сопровождения детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ нормативно-правового обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статистической обработки информации.

Результаты. Разработана модель реализации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации, способствующая созданию условий для эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказания поддержки и консультативных услуг родителям и всем участникам образовательного процесса; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описаны основные методы и подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействия с родителями.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности психолого-педагогического консилиума является соответствие результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогического сопровождения специалистами в условиях инклюзивной школы будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации среди обычных сверстников и последующей социализации.

Ключевые слова

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; психолого-медико-педагогическое сопровождение; комплексное сопровождение; психолого-педагогический консилиум; инклюзивное образование; коррекционно-образовательные программы; образовательный маршрут; консультирование родителей и педагогов; адаптированная основная образовательная программа

Основные положения

- описаны методические подходы реализации психолого-педагогичес- кого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья школьным психолого-педагогическим консилиумом;

- представлены работающие практики реализации комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Цитировать публикацию

Резникова, Е. В.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ [Текст] / Е. В. Резникова, В. С. Васильева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  6. — С. 270-287. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.50..6..020.

Библиографический список

1. Аксенова В. И., Лобейко Ю. А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности : учеб. пособие. – М., 2001. – 36 с.

2. Арапов А. И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. – Новосибирск : НГПУ, 2003. – 243 с.

 

3. Вильшанская А. Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум. – Волгоград : Учитель, 2008. – 124 с.

4. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе: методические рекомендации / сост. Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. – Челябинск : Образование, 2006. – 85 с.

5. Екжанова Е. А. К вопросу об итоговой оценке знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования // Равные возможности – новые перспективы: материалы городской межвузовской научно-практической конференции. Ред. колл. О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, Г. В. Парамонова, Е. В. Контакова. – М. : МПГУ, 2009. – С. 201–211.

6. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М. : Дрофа, 2008. – 286 с.

7. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань : Казанский университет, 1982. – 223 с.

8. Князев Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие для осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с умственной отсталостью // Коррекционная педагогика. 2005. – № 1 (7). – С. 62-67.

9. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М. : Дрофа, 2009. – 397 с.

10. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл. – М. : Политиздат, 1984. – 141 с.

11. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева  Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста // под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 240 с.

12. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. – №2. – С. 86-94.

13. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015. no. 2. рp. 13.

14. Vasilyeva V.S., Druzhinina L.A., Lapshina L.M., Osipova L.B., Reznikova E.V. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios: Education. 2018. Vol. 39 (2). pp. 32.

15. Андрющенко Е. В., Осипова Л. Б., Ратанова Н. Я. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5-7 лет) : методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ.– Челябинск : Цицеро, 2010. – 128 с.

16. Дружинина Л. А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией : дис. …кан. пед. наук. – М., 2000. – 160 с.

17. Дружинина Л.А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. – № 4. – С. 58-69.

18. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-методич. пособие. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2017. – 253 с.

19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 г. №1561/14-15 // Администратор образования, № 22, ноябрь, 2017.

 

20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014, № 1598.

URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5132 (дата обращения: 09.04.18).

21. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб. : Речь, 2006. – 350 с.

22. Бойкина М. В., Глаголева Ю. И. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Электронный ресурс] : методическое пособие. СПб. : КАРО, 2016. – 128 c. – ISBN 978-5-9925-1120-8. URL: http://www.iprbookshop.ru/68605.html (дата обращения: 01.06.18).

23. Будникова Е. С. Особенности индивидуального подхода в обучении детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения / Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.-попул. издание. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – Т. 2 : «Наша новая школа» – образование для всех и для каждого. – С. 469-484.

24. Будникова Е. С. Разработка инструментария для организации итоговой оценки достижений учащихся с особенностями развития в рамках реализации ФГОС / Психология и педагогика: актуальные вопросы и тенденции развития. Новосибирск : СибАК, 2013. – С. 9-14.

25. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, математике и чтению для учащихся начальной школы (к программам С(К)ОУ VII вида) / Е. С. Будникова [и др.]. – Челябинск : Образование. – 2008. – 105 с.

26. Крылова, О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие.  СПб. : КАРО, 2015. – 128 c. – ISBN 978-5-9925-1022-5. URL: http://www.iprbookshop.ru/61039.html (дата обращения: 17.06.18).

27. Лазарева Л. И., Васильчук. Г. Т. Документационное обеспечение деятельности социального педагога в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, Научно-методический центр, 2014. – 76 c. – 978-5-98980-035-3. URL: http://www.iprbookshop.ru/55763.html (дата обращения: 19.09.18).

28. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы : методическое пособие / Е. В. Резникова, Л. Е. Шевчук, А. М. Денисов [и др.]. – Челябинск : Цицеро, 2013. – 108 с.

29. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография. – Челябинск : Издательство Южно-Урал. гос. гуман-пед. ун-та, 2017. – 266 с.

30. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / сост. Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. Челябинск : Изд-во «Букватор», 2006. – 113 с.

31. Borodina V.A., Reznikova E.V., Tsilitsky V.S. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2017, no. 12, pp. 2486-2492.

32. Психолого-медико-педагогическая консультация: методич. рекомендации / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 352 с.

 

33. Создание условий для реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов в образовательных учреждениях: сборник методических материалов / сост. М. Н. Степина. – Челябинск : МБОУ ДПО УМЦ, 2013. – 84 с.

34. Шевчук Л. Е., Резникова Е. В. Обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации. – Челябинск : Изд-во  ИИУМЦ «Образование», 2010. – 199 с.