Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье исследуется проблема формирования мышления в дошкольном возрасте, когда с изменением содержания происходит перестройка характера умственной деятельности ребёнка и возникают новые типы мышления, которые должны составить основу его новых знаний, умственного развития и готовности к обучению в школе. Ребёнок дошкольного возраста иначе относится к решению стоящей перед ним интеллектуальной задачи, пользуется другими способами для её решения, иным образом обобщает наблюдаемые явления, чем младший школьник.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме формирования мышления в дошкольном возрасте, связанной с развитием познавательных процессов и общими изменениями деятельности ребёнка; а также диагностические методики, включающие метод педагогического наблюдения и экспериментальные исследования.
Результаты. В основе содержания типов мышления, формирующихся
в дошкольном возрасте, выделены: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и творческое мышление, исследование которых доказало, что они охватывают все ступени развития ребёнка дошкольного возраста и показывают, как из более элементарных форм мышления возникают более сложные и более совершенные.
Обсуждение. Подчёркивается, что результативностью проекта является представление интерпретации мыслительных операций ребёнка дошкольного возраста, их связь с формированием элементарных интеллектуальных функций и мышления в целом.
Заключение. Делается вывод о характере мыслительной деятельности детей дошкольного возраста и дифференциации мыслительных процессов, когда познавательная задача выступает в собственном содержании как задача овладения новыми знаниями.
мышление, детское мышление, особенности и типы мышления, стадии мышления, операция и предметные действия, универсальные мыслительные действия, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, творческое мышление, дети дошкольного возраста
Особенности формирования мышления в дошкольном возрасте заключаются, на наш взгляд, в следующем:
1) приобретение ребёнком дошкольного возраста опыта непосредственных действий с предметами влияет на формирование мышления, сводится к познанию окружающего мира и создаёт возможность перехода от элементарных форм мышления к сложнейшим формам интеллектуальной деятельности, обнаруживающейся при решении ребёнком практических задач;
2) эффективность решения познавательных задач в дошкольном возрасте существенно зависит от характера ориентировочных действий ребёнка и от того, какая по форме и содержанию ориентировочно-исследовательская деятельность сформировалась у ребёнка в собственном опыте;
3) формирование мышления в дошкольном возрасте определяется го-
товностью и способностью ребёнка пользоваться универсальными мысли-
тельными действиями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация).
Бутенко, Н. В. ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ [Текст] / Н. В. Бутенко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6. — С. 223-238. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.94..6..017.
1. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: методика, технология, практика : монография. Москва : Изд-во Перо, 2016. – 200 с.
2. Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. – № 3. – С. 77-82.
3. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника: монография. М. : Издательство «Педагогика», 1977. – 272 с.
4. Емельянова И. Е. Развитие детской одарённости в аспекте духовно-творческой ре- ализации личности: монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 249 с.
5. Машковцева Л. М. Психологические основы понимания проблемы развития творческого мышления у дошкольников // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 1. – С. 169-174.