Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье исследуется проблема использования графического планшета как эффективного средства обучения детей старшего дошкольного возраста, влияющего на интеллектуальное развитие и готовность обучения ребёнка в школе. Раскрываются психолого-педагогические особенности освоения и применения графического планшета в образовательном процессе ДОО, связанные с развитием практической интеллектуальной деятельности детей на основе получения структурированной познавательной информации. Обобщаются результаты экспериментальных исследований, проведённых в ДОО г. Челябинск по использованию графического планшета в процессе освоения детьми старшего дошкольного возраста интерактивных игр-упражнений, игровых творческих заданий и рисунков-экспериментов.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, рисуночные психодиагностические и проективные методики, метод педагогического наблюдения, метод изучения продуктов деятельности и экспериментальные исследования.
Результаты. Процесс освоения графического планшета рассматривается как реализация современной интерактивной технологии обучения на основе перехода от репродуктивного и наглядно-иллюстративного методов к эвристическому через рисование и игровую деятельность детей.
Обсуждение. Подчёркивается, что результативностью освоения графического планшета детьми старшего дошкольного возраста на основе использования игр-упражнений, игровых творческих заданий, рисунков-экспериментов является самостоятельное решение творческих задач и создание ребёнком «проективных рисунков» как отражение его индивидуально-психологических свойств, отношение к миру и самовыражение в творчестве.
Заключение. Делается вывод о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста на графическом планшете протекает как интерактивное, когда ребёнок целенаправленно вовлекается педагогом в процесс познания и деятельности. Это предоставляет ребёнку широкие возможности для увлекательной творческой деятельности и ориентирует его на формирование готовности к быстро изменяющимся условиям развития современного информационного общества.
информационно-коммуникационные и интерактивные технологии, графический планшет, универсальные мыслительные действия (операции), методы обучения, рисование, интерактивные игры-упражнения, игровые творческие задания, рисунок-эксперимент, дети старшего дошкольного возраста
Графический планшет, применяемый в процессе обучения, рассматривается как современная интерактивная технология, качественно изменяющая содержание дошкольного образования, обогащающая знания и представления детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире и способствующая возникновению новых форм интеллектуальной деятельности.
Бутенко, Н. В. ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Н. В. Бутенко, А. А. Богатырев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 7. — С. 23-35. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.83..7..002.
1. Бутенко Н. В. Использование графического планшета как эффективного средства оптимизации процесса рисования в старшем дошкольном возрасте // Детский сад: теория и практика. 2014. – № 2. – С. 108-112.
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М. : ВЛАДОС, 2007. – С. 76-78.
3. Глебова А. О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста : дис. канд. пед. наук. Москва : МГУ, 2009. – 178 с.
4. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования : монография. Новосибирск : НГПУ, 2008. – С. 6-7.
5. Информационное обеспечение управления образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. И. В. Колосовой. Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 80 с.
6. Карабанова О. А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: дис. канд. психол. наук. Москва. – 1979. – 213 с.
7. Картузов А. В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом : монография. Чебоксары : ЧКИ РУК, 2007. – 292 с.
8. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : монография. М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
9. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. Т. С. Комаровой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2013. – 192 с.
10. Корашвили Н. Ш. Влияние зрительного восприятия на овладение графической деятельностью детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. психол. наук. Москва. – МГУ, 2009. – 221 с.
11. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. В. Коломийченко. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 65.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. М. : Издательский центр «Академия», 2003. – С. 154.
13. Попова Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т. 4. Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. – С. 204-229.
14. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]. : учеб. пособие. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Baks/Pedagog/slast/18.php (дата обращения: 14.10.18).