Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 7 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.63..7..010
УДК: 371
ББК: 74.200.51
Д. Н. Раймерс ORCID
Старший преподаватель кафедры филологического образования, Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ), аспирант кафедры педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р. Х. Шаймарданов ORCID
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории исследований проблем физического воспитания и этнопедагогики, Сургутский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КЛАССИФИКАЦИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение.В статье исследуются проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроках немецкого языка средствами аутентичных немецких сказок. Духовно-нравственное воспитание школьников имеет колоссальное значение в пространстве современного образования, что в свою очередь определяет актуальность проблемы.

Материалы и методы.В исследовании используются такие методы, как изучение и анализ педагогической литературы, немецкой художественной литературы, публикаций по проблеме исследования, обобщение, сравнение, классификация и др.

Целью данной статьи является представление классификации аутентичных немецких сказок, рекомендуемых к изучению на уроках немецкого язы-ка в начальной школе, соответствующих возрастным особенностям и уровню

 

владения языком учащихся младшего школьного возраста и способствующих формированию нравственности у младших школьников в процессе изучения немецкого языка.

Результаты. Результатом данного исследования является представление классификации аутентичных немецких сказок, рекомендуемых к изучению на уроках немецкого языка в начальной школе. Основными принципами отбора аутентичных немецкоязычных сказок для духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках немецкого языка являлись: соответствие морального содержания сказок возрасту учащихся, соответствие сюжета интересам учащихся во втором, третьем и четвертом классах, а также лексико-грамматическое содержание текстов.

Обсуждение. Аутентичные немецкоязычные сказки являются хорошим дидактическим инструментом на уроках немецкого языка, а также средством воспитания духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

Заключение. Классификация аутентичных немецких сказок служит теоретико-методологической основой для дальнейшей разработки модели воспитания младших школьников на уроках немецкого языка, ориентированной на духовно-нравственные ценности.

Ключевые слова

воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, формирование духовно-нравственных ценностей, аутентичный текст, сказка, младший школьник, урок немецкого языка, немецкие сказки

Основные положения

- обоснована целесообразность использования аутентичных текстов художественной литературы на уроках немецкого языка для реализации его воспитательных функций;

- проанализированы аутентичные тексты немецкоязычных сказок с целью использования их на уроках немецкого языка в начальной школе;

- представлена классификация аутентичных немецких сказок, рекомендуемых к изучению на уроках немецкого языка в начальной школе.

Цитировать публикацию

Раймерс, Д. Н.  КЛАССИФИКАЦИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА [Текст] / Д. Н. Раймерс, Р. Х. Шаймарданов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  7. — С. 138-155. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.63..7..010.

Библиографический список

1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. Т. 5. М. : Педагогика, 1990. – 527 с.

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательcкий Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с.

3. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка / Настольная книга преподавателя иностранного языка. М. : Глосса-пресс Феникс, 2010. – 640 с.

4. Агапов В. С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А. С. Метелягина [1950- 2001 гг. Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. 2001. – С. 31-35.

5. Шаймарданов Р. Х. Этнокультурные проблемы в современной России // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2013. – С. 228-231.

6. Сухомлинский В. А. О воспитании / сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. М. : Политиздат, 1985. – 270 с.

7. Гордеева С. В. Стимулирование социокультурного развития подростков средствами учебного предмета «Иностранный язык» // Вестник Московского городского педагогического университета / ред. Н. П. Пищулин. 2002. – № 2 (3). – С.104-108.

8. Палешева Е. А. Аутентичные тексты как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 1 квартал 2011. – ART 11-1-05. – С. 21-25. URL: http://e-koncept.ru/2011/11105.htm (дата обращения: 10.11.18).

9. Калафато Р. Художественная литература в обучении английскому языку в России [Электронный ресурс] // Вопросы образования. – 2018. – № 2 – С. 91-116. URL: https://vo.hse.ru/2018-2/221349792.html (дата обращения: 17.11.18). DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-91-116.

10. Гриднева Н. А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1 [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 210-214. URL: http://www.pgsga.ru/research/samara-scientific-journal/number_journal (дата обращения: 20.11.18).

11. Осипова Н. В. Место и роль поэтических текстов на уроке иностранного языка (на материале французского языка) [Электронный ресурс] // Общероссийский журнал в мире образования: Преподаватель XXI век. – 2017. – № 4. – Часть 1. – С. 124-133. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/archive (дата обращения: 24.11.18).

12. Кузнецова И. Н., Куркан Н. В. Аутентичные материалы как средство развития навыков чтения в преподавании иностранного языка: критерии выбора и преимущества [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 7(61). – Ч. 1. – C. 182-185. URL: www.gramota.net/materials/272016/7-1/55.html (дата обращения: 27.11.18).

 

13. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Спб. : Паритет, 2007. – 320 с.

14. Березина А. Г. История западноевропейской литературы. XIX в: Германия, Австрия, Швейцария : учебное пособие для вузов. Спб. : Изд. центр «Академия», 2005.– 240 с.

15. Feyen-Mülhausen R. M. Märchen – erlebte und gelebte Erziehung. Monographie. Bonn: Unisersitäts- und Landesbibliothek Bonn, 2011. 261 p.

16. Esterl A. Die schönsten Märchen der Brüder Grimm. Die Texte wurden der Gesamtausgabe der Kinder- und Hausmärchen nach der 7. Auflage 1857 entnommen. Esslinger, Arena-Taschenbuch, 2016. 215 p.

17. Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Первые шаги. 2-4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М. : Просвещение, 2010. – 706 с.