Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.50.009
УДК: 372.881
ББК: 74.202
Н. В. Распопова ORCID
Учитель английского языка, аспирант кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. В статье представлены диагностические методики познавательно-личностного развития детей младшего школьного возраста, а также описаны результаты диагностирования.

Материалы и методы. Основные методы исследования: анализ научной литературы, государственного образовательного стандарта начального общего образования, наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов.

Результаты. Автором статьи изучены особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста, уточнены понятия «познавательное» и «личностное» развитие, «языковая личность». В статье представлено теоретическое обоснование выбора диагностических средств познава-тельно-личностного развития обучающихся начальной школы. Выявлены компоненты познавательно-личностного развития.

Обсуждение. Актуализируется, что для повышения результативности начального языкового образования требуется эффективная и систематичес-кая работа по познавательно-личностному развитию младших школьников в условиях общеобразовательной организации.

Заключение. В статье сделан вывод о том, что создание психолого-педа-гогических условий и регулярное использование заданий на формирование


знаний о системе языка, умений анализировать языковой материал, формирование навыков речевой деятельности, а также использование занимательных форм работы на уроках русского языка в начальной школе будет способствовать познавательно-личностному развитию ребенка.

Ключевые слова

познавательно-личностное развитие, диагностические методики, языковая личность, познавательная активность, факторы познавательного процесса

Основные положения

– уточнены понятия «языковая личность» и «познавательное развитие» в разных источниках;

– изучено познавательно-личностное развитие детей младшего школьного возраста;

– выявлены факторы развития языковой личности младшего школьника;

– предложены психолого-педагогические условия познавательно-личностного развития младших школьников;

– определены компоненты познавательно-личностного развития младших школьников.

Цитировать публикацию

Распопова, Н. В.  ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [Текст] / Н. В. Распопова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 106-115. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.50.009.

Библиографический список

1. Мишанова О. Г. Первоначальное языковое воспитание и обучение: проблемы, опыт и перспективы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 86–91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervonachalnoe-yazykovoe-vospitanie-i-obuchenie-problemy-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 04.11.2018).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Дата обновления 22.09.2011. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf  (дата обращения: 01.11.2018).

3. Леонтьев Д. А. Очерки психологии личности. [Электронный ресурс]. – 2007. С. 7 – 9. URL: https://bookap.info/lichnost/leontev_ocherk_psihologii_lichnosti  (дата обращения: 05.11.2018). DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02

4. Андреева О. С. Мотивация на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества филологического образования. [Электронный ресурс] // Новая наука. 2016. № 3. С. 3–10. URL: https://www.koiro.edu.ru/centers/kafedra-gumanitarnykh-distsiplin/metodicheskaya-kopilka/uchitelyam-russkogo-yazyka-i-literatury/ru (дата обращения: 01.11. 2018)

5. Машарова В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. 2008. № 2. С. 1238. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7555/2/10Popkova.pdf (дата обращения 02.11.2018)

 

6. Формирование языковой личности младшего школьника средствами предметов «Русский язык» и «английский язык» [Электронный ресурс] / Ю. С. Киселева [и др.] // Концепт. 2015. С. 3091–3095. URL: http://e-koncept.ru/2015/85619.htm. (дата обращения: 05.11.2018).

7. Донцов Д. А., Сабанин П. В. Методология и методики психологического исследования познавательных процессов детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Наука. Мысль. 2016. № 6–2. URL: wwenews.esrae.ru/38-428 (дата обращения: 06.11.2018).

8. Никитина Е. Ю., Милютина А. А.  Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка : монография. М. : Перо, 2015. – 202 с. URL: http://www.mediagram.ru/netcat_files/99/123 (дата обращения: 05.11.2018).

9. Переслени Л. И. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 40–50. URL:http://sch2083.mskobr.ru/files/psihodiagnosticheskaya_triada_metodik_issledovaniya intellekta_mladshih_shkol_nikov.pdf (дата обращения: 20.10.2018).