Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.79.54.012
УДК: 796.011
ББК: 74.484
А. А. Чепуренко ORCID
Кандидат филологических наук, доцент, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
Аннотация

Введение. Дисциплина «Педагогическая риторика» помогает студентам осмыслить основополагающую роль коммуникации в профессиональной деятельности педагога. Отмечается специфика педагогической речи. В целом владение способами эффективной коммуникации — это не просто владение одним из компонентов профессионального мастерства педагога, это показатель педагогической состоятельности учителя. Цель статьи — показать формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в процесс изучения курса «Педагогическая риторика».

Материалы и методы. Основными методами и приемами исследования вопроса формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов в процессе изучения курса «Педагогическая риторика» явились анализ научной и методической литературы, обработка данных, обобщение, систематизация собственного опыта работы.


Результаты. Установлено, что структура формируемой у студентов, будущих учителей, коммуникативной компетентности достаточна сложна, что в целом обусловливает и многоаспектность «Педагогической риторики» как предмета изучения. В связи с этим курс «Педагогическая риторика» интегрирует в себе информацию из различных лингвистических и речеведческих дисциплин, в частности традиционного языкознания, культуры речи, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, паралингвистики, социолингвистики, лингвопрагматики, теории текста и дискурса, стилистики и других. Считаем целесообразным представить содержание вузовского курса «Педагогическая риторика» в виде последовательно изучаемых разделов (модулей): 1) теоретические основы педагогической риторики; 2) техника речи педагога; 3) культура речи педагога; 4) культура педагогического общения; 5) педагогический риторический идеал. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будет осуществляться последовательно по принципу «от теории к практике».

Заключение. Формирование коммуникативной компетенции у студентов, будущих учителей, происходит последовательно: выявляются составляющие компетенции, определяются ступени ее формирования средствами дисциплины «Педагогическая риторика».

Ключевые слова

педагогическая риторика, педагог, студент, коммуникативная компетенция, компетентность, язык, речь, культура речи

Основные положения

Доказана обоснованность введения дисциплины «Педагогическая риторика», дана характеристика содержания, описаны разделы (модули) курса. Выявлены и выстроены последовательно составляющие коммуникативной компетенции.

Цитировать публикацию

Чепуренко, А. А.  ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ [Текст] / А. А. Чепуренко, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 143-155. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.79.54.012.

Библиографический список

1. Педагогическая риторика в вопросах и ответах : учеб. пособие / З. С. Смелкова [и др.] // под ред. Н. А. Ипполитовой. М. : МПГУ, 2011. – 254 с.

 

2. Педагогическое речеведение : словарь-справочник / сост. А. А. Князьков; под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. М. : Флинта : Наука, 1998. – 311 с.

3. Калмыков Е. В. Риторика в профессиональной деятельности учителя [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования : [сайт]. URL: https://nsportal.ru/vu z/

pedagogicheskie-nauki/library/2017/08/09/ritorika-v-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya (да-

та обращения: 19.03.2018).

4. Михальская А. К. Педагогическая риторика : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 379 с.

5. Педагогическая риторика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. Д. Десяевой. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

6. Белкина Ю. А. Формирование профессиональной риторической компетенции студентов в курсе «Педагогическая риторика» [Электронный ресурс] // Самарский научный вестник. 2015. № 1(10). C. 38–41 . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-ritoricheskoy-kompetentsii-studentov-v-kurse-pedagogicheskaya-ritorika (да-та обращения: 15.03.2018).

7. Никольская С. Т. Техника речи: методические рекомендации и упражнения для лекторов. М. : Знание, 1978. 80 с.

8. Меньшенина С. В. Культура речи и риторическая грамотность педагога [Электронный ресурс] // Глинские чтения, 2007. Сентябрь-октябрь. URL: http://www.glinskie.ru/

common/ mpublic.php?num=257 (дата обращения: 21.03.2018).

9. Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р. Дисциплина «Педагогическая риторика» как основа профессиональной культуры педагога [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 15. С. 255–257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distsiplina-pedagogicheskaya-ritorika-kak-osnova-professionalnoy-kultury-pedagoga (да-та обращения: 16.03.2018).

10. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М. : Педагогическое общество России, 2001. 480 с.

11. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М. : Флинта : Наука, 2003. 412 с.