Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.50.35.006
УДК: 37.032
ББК: 74.00
Ю. В. Микрюков ORCID
Начальник отдела, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития мотивации курсантов в ходе процесса обучения, раскрываются причины ее спада. Рассмотрены различные теории мотивации, известные как в отечественной, так и в зарубежной психологии, а также возможность их применения при обучении курсантов военных вузов. Цель статьи — проанализировать эффективность деятельности командного состава военного вуза по повышению мотивации курсантов к процессу обучения.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме мотивации; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседы, методы статистической обработки данных.

Результаты. Проблемы утраты интереса к учебе характерны не только для обучающихся военных вузов, но и для гражданских, при этом их причины идентичны. Доказана эффективность стимулов материального плана при подготовке курсантов.

Обсуждение. Подчеркивается, что материальная мотивация деятельности курсантов является наиболее эффективной, но использование её должно быть ограничено и только на определённых этапах.

Заключение. Делается вывод о том, что мотивация курсантов является специфической составляющей процесса обучения, направленной на развитие


личности не только в ее интересах, но и в интересах государства, общества.

Ключевые слова

военный вуз; подготовка курсантов; причины отчисления; мотивация, стимул, взаимодействие, профессиональная подготовка

Основные положения

определены основные теории мотивации, доказавшие эффективность при работе с курсантами военных вузов;

рассмотрены причины отчисления курсантов, а также спланированы меры по снижению процента отчисления курсантов;

доказана эффективность системы материального стимулирования и способы её повышения.

Цитировать публикацию

Микрюков, Ю. В.  ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ [Текст] / Ю. В. Микрюков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 74-87. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.50.35.006.

Библиографический список

1. Вегеций Флавий Ренат, Греческие полиоркетики. СПб. : Алетейя, 1996. 350 с.

2. McClelland, David C. et al. The achievement motive. Wash., 1974. pp. 35

3. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл, 2006. 336 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл, 2011. 494 с.

5. Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. М. : Политиздат, 1978. 197 с.

6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога Минск : Харвест. 1998. 800 с.– ISBN 985-433-167-9

7. Леонтьев Д. А. Мотивация // Большая российская энциклопедия. Москва, 2012. – Том 21. - с. 329-330.

8. Долгова В. И. Власенко Е. А. Системообразующая роль мотивационного компонента в структуре психологической готовности старшеклассников к службе в армии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 10. С. 147–153.

9. Savage N., Birch R., Noussi E. Motivation of engineering students in hig-her education. Journal of the Higher Education Academy “Engineering Education”. 2011. Vol. 6, no. 2. pp. 39–46. URL: https://www.tandfonline.com/ (дата обращения 10.06.2018). DOI: 10.11120/ened.2011.06020039

10. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 2. С. 34–43. DOI: 10.14529/ped180205

11. Осипова Н. Г., Колодезная Г. В., Швецова А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука.

 

2018. Т. 20. № 6. С. 158–182. DOI: 10/17853/1994-5639-2018-6-158-182

12. Есть такая профессия — Родину защищать. Поступающим в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования — Армия России, 2018. С. 48–50. URL: //mil.ru/files/morf/military/files/professiya-rodiny_zashishat.pdf (дата обращения: 10.09.2018).