Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность развития мотивации курсантов в ходе процесса обучения, раскрываются причины ее спада. Рассмотрены различные теории мотивации, известные как в отечественной, так и в зарубежной психологии, а также возможность их применения при обучении курсантов военных вузов. Цель статьи — проанализировать эффективность деятельности командного состава военного вуза по повышению мотивации курсантов к процессу обучения.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме мотивации; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседы, методы статистической обработки данных.
Результаты. Проблемы утраты интереса к учебе характерны не только для обучающихся военных вузов, но и для гражданских, при этом их причины идентичны. Доказана эффективность стимулов материального плана при подготовке курсантов.
Обсуждение. Подчеркивается, что материальная мотивация деятельности курсантов является наиболее эффективной, но использование её должно быть ограничено и только на определённых этапах.
Заключение. Делается вывод о том, что мотивация курсантов является специфической составляющей процесса обучения, направленной на развитие
личности не только в ее интересах, но и в интересах государства, общества.
военный вуз; подготовка курсантов; причины отчисления; мотивация, стимул, взаимодействие, профессиональная подготовка
– определены основные теории мотивации, доказавшие эффективность при работе с курсантами военных вузов;
– рассмотрены причины отчисления курсантов, а также спланированы меры по снижению процента отчисления курсантов;
– доказана эффективность системы материального стимулирования и способы её повышения.
Микрюков, Ю. В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ [Текст] / Ю. В. Микрюков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 8. — С. 74-87. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.50.35.006.
1. Вегеций Флавий Ренат, Греческие полиоркетики. СПб. : Алетейя, 1996. 350 с.
2. McClelland, David C. et al. The achievement motive. Wash., 1974. pp. 35
3. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл, 2006. 336 с.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл, 2011. 494 с.
5. Бляхман Л. С. Производственный коллектив: в помощь руководителю. М. : Политиздат, 1978. 197 с.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога Минск : Харвест. 1998. 800 с.– ISBN 985-433-167-9
7. Леонтьев Д. А. Мотивация // Большая российская энциклопедия. Москва, 2012. – Том 21. - с. 329-330.
8. Долгова В. И. Власенко Е. А. Системообразующая роль мотивационного компонента в структуре психологической готовности старшеклассников к службе в армии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 10. С. 147–153.
9. Savage N., Birch R., Noussi E. Motivation of engineering students in hig-her education. Journal of the Higher Education Academy “Engineering Education”. 2011. Vol. 6, no. 2. pp. 39–46. URL: https://www.tandfonline.com/ (дата обращения 10.06.2018). DOI: 10.11120/ened.2011.06020039
10. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 2. С. 34–43. DOI: 10.14529/ped180205
11. Осипова Н. Г., Колодезная Г. В., Швецова А. Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука.
2018. Т. 20. № 6. С. 158–182. DOI: 10/17853/1994-5639-2018-6-158-182
12. Есть такая профессия — Родину защищать. Поступающим в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования — Армия России, 2018. С. 48–50. URL: //mil.ru/files/morf/military/files/professiya-rodiny_zashishat.pdf (дата обращения: 10.09.2018).