Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.75.84.001
УДК: 378.42 (07)
ББК: 74.480.46:81.432.1р30
Л. И. Антропова ORCID
Доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков по техническим направлениям, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т.Ю. Залавина ORCID
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. В. Тулупова ORCID
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием значимости иноязычной профессиональной компетентности в условиях поликультурности. Целью проведенного нами исследования является

 

уточнение структуры и содержания когнитивного и эмоционального компонентов иноязычной профессиональной компетентности аспирантов техничес- ких направлений подготовки. В ходе исследования выявлен комплекс научных подходов, которые легли в основу определения понятия когнитивного и эмоционального аспектов познавательной деятельности. Идентифицируются предпосылки определения иноязычной компетентности, а также определены предпосылки функционирования когнитивного и эмоционального компонентов: коммуникативные, лингвистические и социокультурные.

Материалы и методы. Формирование иноязычной профессиональной компетентности аспирантов технического вуза предполагает учет следующих научных подходов: системного, личностно-ориентированного, субъектно-дея-тельностного, социокультурного, коммуникативно-этнографического, поликультурного, компетентностного и проблемно-технологического [1, с. 154–156].

Результаты. Результаты проведенного исследования показали, что использование разработанных нами методов и приемов способствует развитию внимания, воображения, эмоциональной и образной памяти, быстроте и адекватности реакции, направленной на снятие психологических барьеров в общении с носителем языка.

Обсуждение. На базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова нами разработано теоретическое обоснование структуры и содержания методики развития иноязычной профессиональной компетентности аспирантов, а также их реализации в целенаправленных приемах создания когнитивного и эмоционального компонентов в ходе экспериментальной работы с аспирантами второго года обучения профессиональному иностранному языку.

Заключение. В условиях поликультурного профессионального обмена проблема владения иностранным языком для профессиональных целей приобретает особое значение для интеграции специалистов в рамках профессионального сообщества.

Ключевые слова

компетентность, иноязычная профессиональная ком-петентность, предпосылки иноязычной профессиональной компетентности, компоненты иноязычной профессиональной компетентности, комплекс научных подходов.

Основные положения

– проведен теоретический и методологический анализ концепта иноязычной профессиональной компетентности аспирантов МГТУ, изучающих «Английский язык для специальных целей»;

– представлены основные методы и приемы обучения иностранному языку в соответствии с потребностями международного рынка труда;

– рассмотрен когнитивно-деятельностный подход к развитию иноязычной профессиональной компетентности.

Цитировать публикацию

Антропова, Л. И.  ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ [Текст] / Л. И. Антропова, Т.Ю. Залавина , О. В. Тулупова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 9-23. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.75.84.001.

Библиографический список

1. Лешер О. В., Антропова Л. И., Тулупова, О.В. Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза // Проблемы современного педагогичес- кого образования. 2018. Вып. 58. Ч.  4. С. 154–156.

2. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Эйдос; Институт образования человека, 2013. 73 с.

3. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалёв, Н. М. Ланда, В. П. Панов, В. С. Стёпин, П. Н. Федосеев. М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

4. Lesher O.V., Kazikin A.V. (2016) Formation of students creative identities in schools of higher education: structural and substantive aspects. ModernJournalofLanguageTeachingMethods. Vol. 6, 244–247.

 

5. Развитие иноязычной компетентности аспирантов университета (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык») [Электронный ресурс] / О. В. Лешер [и др.]. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2016. URL: http://catalog.info

reg.ru/Inet/GetEzineByID/309710 (дата обращения: 20.09.2018).

6. Сластенин В. А. [и др. ] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М. : Академия, 2013. 576 с.

7. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. 383 с.

8. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. М. : МЦР, 2002. 672 с.

9. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография. М. : Логос, 2012. 448 с.

10. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Когнитивная модель грамматической компетенции учащихся // Язык и культура. 2014. № 2 (26). C. 134–145.

11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранного языка как специальности : автореф. дис … док. пед. н. М., 1993. 47 с.

12. Bennett M., Ed. by Paige M. Yarmouth (1993) Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity. Education for the intercultural experience, ME, Intercultural Press. 21–71.

13. Byram M. (2000) Assessing intercultural competence in language teaching. Sprogforum. Vol. 6, 18, 8–13.

14. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. (2017) Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect. Modern Journal of Language Teaching Methods. Т. 7, 9. 33–45.

15. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб. : КАТО, 2005. 352 с.

16. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Язык и культура. 2009. № 2 (6). С. 96–110.

17. Collier M., Ed. by L. Samovar & R. Porter. N.Y (1997) Cultural identity and intercultural communication. Intercultural communication. Wadsworth Publishing Company, 36–44.

18. Sinnigen J.  (2000) Foreign language education, intercultural communication and the conditions of globalization. ADFL Bulletin. 31(3). 21–26.

19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб : Питер, 2000. – 512 с.

20. Кайль Ю. А. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2008. Вып.1. № 1. С. 21–24.

21. Асташова Г. В., Дёрина Н. В., Савинова Т. А., Залавина Т. Ю. Интеграционные процессы в иноязычной профессиональной подготовке успешного специалиста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 9–20.

22. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

23. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2000. 217 с.

24. Гураль С. К., Митчелл П.Дж. Формирование профессионального дискурса на основе принципов интерактивного обучения языку, разработанных профессором Гарвардского университета Вилгой М. Риверс для неязыковых специальностей (опыт Томского государственного университета) // Язык и культура. 2008. № 4. С. 5–10.

25. Антропова Л. И., Залавина Т. Ю., Дёрина Н. В. Особенности развития профессиональной иноязычной компетентности студентов: когнитивно-эмоциональный компонент исследования // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика.Психология. Социокинетика. 2018. №3. С. 150–152.

 

26. Антропова Л. И. Социокультурные языки общения как отражение языковой картины мира  // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. 2008. Т. 2. С. 17–21.

27. Залавина Т. Ю. Паремии-репрезентанты концепта ДЕНЬГИ в дискурсивной деятельности / Полидискурсивное пространство: слово, текст, коммуникация.  М. : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2017. С. 20–35.

28. Залавина Т. Ю., Антропова Л. И. Вариантность глагольных фразеологизмов-репрезентантов концепта «порицание» в национальных языках // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т.2. № 2. С. 54–61.