Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.48.45.014
УДК: 81-13
ББК: 74.26
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Лукиных ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета подготовки учителей начальных классов, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ И БИЛИНГВОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обучения русскому языку младших школьников, слабо владеющих русским языком в силу того, что язык не является для них родным, а также тех учащихся начальной школы, кто не владеет русским языком.

Цель исследования — разработать и описать методические основы обучения русскому языку младших школьников-инофонов и младших школьников-билингвов.

Материалы и методы. В процессе исследования анализировалась психолого-педагогическая, лингвистическая и психолингвистическая литература по проблеме, обобщался опыт педагогов.

Результаты. Отмечается, что инофония предшествует билингвизму, при котором у человека, изучающего неродной язык, формируется своеобразный навык перехода, переключения с основного, родного, языка на вто-

 

ростепенный, необходимый для усвоения, язык. Цель заключается в приобретении стойкого навыка, который может быть настолько отработан, что говорящий перестает замечать сам момент перехода с родного языка на неродной язык.

Обсуждение. Обучение инофонов и билингвов имеет как общие, так и частные характеристики. Так, программа для обучения русскому языку ребенка-билингва включает направления: информирование обучающихся о грамматике русского языка, о процессах образования слов, конструирования словосочетаний и предложений (языковая компетенция); развитие устной и письменной речи в процессе составления рассказов, написания сочинений и т. п. (речевая компетенция); введение в коммуникативную среду и курирование ребенка (коммуникативная компетенция). В совокупности языковая, речевая и коммуникативная компетентности ребенка-билингва — свидетельство его успешной адаптации в инородной языковой и коммуникативной среде. Программа для обучения русскому языку ребенка-инофона отличается от программы для работы с билингвами и включает направления: создание у обучающегося словарного и фразового багажа в процессе коммуникации с учителем, родителями, сверстниками (проведение тематических словарных диктантов, бесед и т. п.) (речевая и языковая компетенции); включение обучающегося в коммуникацию в урочной и внеурочной деятельности с использованием создаваемого у ребенка лексикона на русском языке (речевая и коммуникативная компетенции); знакомство с грамматикой русского языка (изменение слов, особенности построения словосочетания и предложения на русском языке) (языковая компетенция). Учителю в ходе работы необходимо выявить специфические трудности обучения чтению и письму младших школьников-билингвов и школьников-инофонов, внести корректировку в общую программу на основании ее экспериментальной апробации с позиции эффективности работы с определенными детьми в определенной ситуации.

Заключение. Проблемы инофонии и билингвизма нуждаются в дальнейшем комплексном синтетическом анализе совместными усилиями представителей различных отраслей знания, исследования которых должны соз-


дать общую полноценную картину, дополнить понятия об этих языковых процессах. Изучение проблемы остается актуальным: контакты людей, говорящих на разных языках, приобретают массовый характер, необходимо формировать лингводидактическую основу обучения.

Ключевые слова

инофония, инофон, билингвизм, билингв, смешанный язык, интерференция, речевая компетенция, языковая компетенция, коммуникативная компетенция

Основные положения

Обучая инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе, учитель должен знать методику формирования словарного запаса у детей-билингвов, основы обучения фонетике и графике русского языка, методы обучения чтению и письму, признаки предложения как основной единицы общения; уметь отбирать эффективные методы и приемы формирования словарного запаса, классифицировать ошибки детей в процессе говорения, использовать элементы звукового аналитико-синтетического метода при обучении чтению и письму детей-билингвов, использовать принцип модели-рования при обучении построению предложений, связных текстов, переска-зу прочитанного; владеть принципами отбора учебного материала для заня-тий, приемами работы коррекционного характера при устранении недочетов в произношении, методикой развития фонематического слуха у детей-инофонов и детей-билингвов, приемами обучения чтению детей, основанных на лексико-грамматическом анализе слов, методами и приемами обучения списыванию с печатного текста, проектированием заданий разноуровневого характера при обучении работе над предложением и связным текстом.

Цитировать публикацию

Юздова, Л. П.  ОБУЧЕНИЕ ИНОФОНОВ И БИЛИНГВОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Л. П. Юздова, Н. В. Лукиных, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 169-180. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.48.45.014.

Библиографический список

1. Герасименко И. Е. Проблема обучения русскому языку детей-билингвов в мультикультурном образовательном пространстве // Актуальные проблемы преподавания русского языка в полиэтнической среде : материалы научно-практической конференции / отв. редактор Г. В. Токарев. Тула : ИПК и ППРО ТО, 2014. 152 с.

2. Аврорин В. А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. М. : Наука, 1972. С. 49–62.

3. Юздова Л. П., Безногова Т. Г. Смешанный язык как результат интерференции языковых систем (на примере восточнославянских языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №7 (85). Ч.1. С. 203–206. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2018/7-1/45.html (дата обращения: 17.09.18). DOI: 10.30853/filnauki.2018-7-1.45

4. Энциклопедия русского языка [Электронный ресурс]. Русский язык. Энциклопедия русакого языка : [сайт]. URL: http://russkiyyazik.ru/350/ (дата обращения: 21.10.18).

5. Медведева Д. С., Хотинец В. Ю. Моделирование развития речемыслительной деятельности младших школьников с естественным билингвизмом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 3. С. 261–269.

6. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. — М. : «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.

7. Фурман Н. Г. Аспекты формирования языковой компетенции при обучении русскому языку у детей-билингвов // Вестник науки Сибири. 2014. № 1 (11). С. 177–181.