Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.16.004
УДК: 372.882.161.1(510)
ББК: 74.268.1Рус(5Кит)
Е.В. Дишкант ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ли Шуци ORCID
Аспирант Института зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИМЕНЕНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается место страноведения в системе обучения РКИ, приемы формирования культуроведческой компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному на примере изучения темы «Золотое кольцо России». Предлагается использование на уроках игровых технологий, ролевых ситуаций, проведение виртуальных путешест-вий, благодаря которым студенты знакомятся с русской культурой, расширяют словарный запас и развивают речевые навыки.

Материалы и методы. Материалами для исследования послужили работы лингвистов, ученых-методистов, педагогов, посвященные проблеме формирования культуроведческой компетенции иностранных студентов на уроках русского языка, использовались диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анализ письменных и устных работ студентов-иностранцев.


Результаты. Конкретизирована и раскрыта сущность процесса обучения страноведению на занятиях по русскому языку как иностранному, его содержание и формы работы; выявлена необходимость взаимосвязанного обучения РКИ и страноведению; разработана методическая система уроков, включающих страноведческий компонент.

Обсуждение. Подчёркивается важность применения страноведческих материалов на уроках русского языка как иностранного, необходимых для развития связной устной речи и расширения фоновых знаний иностранных студентов.

Заключение. Делается вывод, что в процессе обучения русскому языку как иностранному важно сформировать у студентов не только лингвистические знания и умения, но и культуроведческие компетенции: знания о городах России, русском искусстве, традиционных ремеслах, без которых невозможно овладение русским языком.

Ключевые слова

РКИ, страноведение, культуроведческая компетенция, межкультурная коммуникация, фоновые знания, Золотое кольцо России

Основные положения

– страноведение играет важную роль в системе обучения русскому языку как иностранному;

– страноведческая информация, содержащаяся в учебниках для иностранных студентов, нуждается в дополнении, так как недостаточно полно представлены сведения о регионах России, национальном составе и культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации;

– разработанная нами система упражнений по теме «Золотое кольцо России» способствует формированию культуроведческих компетенций.

Цитировать публикацию

Дишкант, Е.В.  ПРИМЕНЕНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ [Текст] / Е.В. Дишкант, Ли Шуци, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 49-63. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.94.16.004.

Библиографический список

1. Иванова Т. М. Применение (учебно-лингвострановедческих) текстов в преподавании русского языка как иностранного в аспекте межкультурной коммуникации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2010. № 3. С. 70–76. (Серия: Филология, история, востоковедение)

2 .Верещагин Е. М., Костомаров Е. М., Язык и культура : монография. М. : Индрик, 2005. 1038 с.

3. Верещагин Е. М., Костомаров Е.М. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, ИКАР, 2000. 332 с.

4. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как

 

специальности / Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва : Русский язык, 1992. 89с.

5. Иванова О. В. Новое в зарубежной лингвистике / Теория речевых актов : сборник статей / сост. и вступ. ст. И.М. Кобозевой и В.З. Демьянкова ; общ. ред. Б. Ю. Городецкого. Москва : Прогресс, 1986.  –  88 с.

6. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного  / А. Л. Бердичевский [и др.]. Москва : Русский язык. Курсы, 2011. – 182 с.

7. Прохоров Ю. Е. Культуроведческие основы обучения русскому языку как иност-ранному / Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва, 2001. 288 с.

8. Васильева Г. М. Лингвокультурологические основания изменения языковой оценки // Мир русского слова. 2012. № 3. С. 22–25.

9. Вишнякова С. А Психологические, психолингвистические и лингвометодические основы обучения моделированию научного текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. С. 248–258.

10. Кулахметова Н. Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе / Иностранные языки в школе. Москва : Иностранные языки, 2005. 99 с.

11. Баскова Ю. С. Лингвострановедение как важный компонент формирования лингвокультурной компетенции // Вестник КСЭИ. 2013. № 57. С. 6–11. (Экономика. Право. Печать.).

12. Игнатьева Е. А. Лингвокультурологический аспект преподавания русского языка как иностранного / Современная наука: проблемы и перспективы : сборник статей X Международной научно-практической конференции (Ставрополь,01–30 апреля 2018 г.).– Ставрополь, 2018. С. 60–64.

13. Хао Ц., Кошелева Е. Ю. Фразеологизмы китайского и русского языков, содержащих зоонимы: сопоставительный анализ // Молодой ученый. 2015. № 11. C. 1701-1703.

14. Пань Хэн. Аккультурация в процессе чтения лекций по русскому языку в китайской аудитории // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. № 4 (20). С. 43–46.

15. Нурхамитов М. Р. Лингвострановедческий материал как средство формирования межкультурной компетенции при обучении иностранному языку // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 март 2016 г.). В 2 т. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. Т. 1. С. 354–355.