Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье анализируется проблема определения эффективных психолого-педагогических условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и описывается специфика их практической реализации в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ образовательного стандарта дошкольного образования и научной литературы, посвященной проблеме становления эмоционально-нравственной культуры, эмоционального интеллекта и формирования эмпатийных проявлений детей старшего дошкольного возраста; а также диагностические мето-дики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы статистической обработки данных.
Результаты. Изучены возрастные особенности проявления эмпатии детьми дошкольного возраста, уточнена сущность понятия эмпатии. Теоретически обоснованы и реализованы в практике ДОО психолого-педагогичес-кие условия развития эмпатии у воспитанников детского сада. Выявлены содержательно-процессуальные компоненты развития эмпатии (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и соответствующие каждому уровню по-казатели развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Выявле-ны и описаны эффективные методические приемы работы по развитию эмпа-тии у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной среды.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативности проекта способствует систематическая и более длительная психолого-педагогическая и методическая работа в специально создаваемых условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Заключение. Делается вывод о том, что создание эффективных психолого-педагогических условий и реализация эффективных методических приёмов будет способствовать развитию эмпатийной личности дошкольника и становлению его эмоционального интеллекта в современных условиях национальной эмоционально-нравственной культуры.
эмпатия, возрастные особенности эмпатийных проявлений детей, эмпатийная личность, неэмпатийная личность, эмоционально насыщенные состояния, эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты развития эмпатии, недостаток эмпатийного опыта, гуманистический и эгоцентрический характер эмпатии, благоприятная эмоциогенная среда, психоэмоциональные технологии, правильное сочувствующее поведение, эмпатийное чтение, этическая беседа
– определена сущность понятия эмпатии в отечественной и зарубежной интерпретации;
– изучены эмпатийные проявления в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
– выявлены структурные компоненты развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста;
– разработана и реализована совокупность психолого-педагогических условий для оптимального развития достаточного уровня эмпатии в дошкольном детстве;
– представлена эффективная методическая практика по созданию специальных условий развития эмпатии у воспитанников старшей группы детского сада.
Филиппова, О. Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / О. Г. Филиппова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 8. — С. 130-142. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.65.55.011.
1. Богатырева Ж. В., Асташов М. А. Значение эмпатии для позитивного самоотношения студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 70–73.
2. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь : 4-е изд., дополн. и испр. М. : АСТ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 868 с.
3. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : монография. Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2003. 196 с.
4. Борисова А. А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность : монография. Ярославль : СОЛО. 2009. 234 с.
5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений : монография. СПб. : Питер, 2009. 576 с.
6. Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности : монография. СПб. : Речь, 2009. 246 с.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2009. 208 с.
8. Афанасьев С. Г. Психоанализ эмпатии и эмпатия психоанализа // Научный журнал «Социально-политические науки». 2016. № 4. С. 63–66.
9. Маслова Т. М., Михальчук Е. В. Развитие эмпатии у студентов вуза : сб. науч. тр. Биробиджан : Изд-во «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. С.73–78.
10. Павлова Е. В. Особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики / Научный форум : Педагогика и психология : сб. науч. тр. М. : Изд-во МЦНО, 2016. С. 82–88.
11. Плотникова И. Е., Юргелас Ю. Н., Юргелас И. В., Фролов Р. Н. Эмпатия как индикатор сформированности прагматической компетентности будущего медицинского работника // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 168–176.
12. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена : монография. М. : Просвещение, 2007. – 256 с.
13. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Психология личности : учебное пособие. М. : Эксимо, 2007. – 653 с.
14. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. – 176 с.
15. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5-7 лет // Науч.-метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». 2003. № 10. С. 78–84.
16. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие : монография. Минск : Бестпринт, 2009. 206 с.
17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2011. 336 с.
18. Стрелкова Л. П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения : монография. М. : АНО ПЭБ, 2008. С. 210–237.
19. Юсупов И. М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты : монография. СПб. : Изд-во СПГУ, 2011. 252 с.