Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.94.010
УДК: 378
ББК: 74.48
С. А. Севостьянова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. О. Шумакова ORCID
Кандидат физико-математических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой кафедры математики и методики обучения математике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Мартынова ORCID
Старший преподаватель кафедры математики и методики обучения математике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВОДНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ»
Аннотация

Введение. Авторы статьи показывают, что дисциплина «Вводный курс математики» является логической базой для изучения профильных математических дисциплин бакалаврами педагогических направлений подготовки. Уровень математической подготовки выпускников школ недостаточен для усвоения программы математических дисциплин, понимания логики математики и абстрактного изложения материала. Первокурсники испытывают большие трудности при изучении вузовских курсов алгебры, математичес-кого анализа, геометрии.


Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам проектирования вводного курса математики, а также организации контроля при его усвоении студентами. Также методами исследования являются наблюдение, анализ нор-мативной документации и содержания рабочих программ дисциплины.

Результаты. Представлен вариант балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов первого курса при изучении вводного курса математики. Приведены примеры заданий из базовой и вари-ативной части курса. Описаны этапы формирования итоговой оценки и ее коррекции в течение семестра.

Обсуждение. Предложенная рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов способствует адаптации студентов к условиям обучения в вузе, позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, формирует активную позицию учащихся по отношению к учебному процессу, ответственность за собственные результаты обучения. Апробация рейтинговой системы проходила с 2015 по 2018 годы на физико-математическом факультете.

Заключение. Разработанная балльно-рейтинговая система способст-вует не только объективной оценке, полученной студентом на зачете, но и направлена на формирование у студента-первокурсника общеучебных умений (учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебно-организационных, коммуникативных и творческих).

Ключевые слова

вводный курс математики, балльно-рейтинговая система, общеучебные умения, адаптация первокурсников

Основные положения

– проведен сравнительный анализ программы дисциплины «Вводный курс математики», сформулирована тематика модулей дисциплины, подобраны методы обучения;

– разработана балльно-рейтинговая система оценивания учебных дос-тижений студентов при изучении вводного курса математики, позволяющая объективно оценивать знания и умения студентов и способствующая формированию у студентов общеучебных умений;


– показана реализация системы оценивания в практике обучения студентов первого курса педагогического вуза.

Цитировать публикацию

Севостьянова, С. А.  РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВОДНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ» [Текст] / С. А. Севостьянова, Е. О. Шумакова, Е. В. Мартынова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 116-129. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.68.94.010.

Библиографический список

1. Шумакова Е. О., Севостьянова С.А. Формирование проектных умений в учебных проектах бакалавров по профильным математическим дисциплинам // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 195

2. Шумакова Е.О. О вводном курсе для студентов физико-математического факультета / Стандартизация математического образования: проблемы внедрения и оценка эффективности : сб. тр. конференции. Ульяновск : Изд-во УГПУ им. И. Н. Ульянова, 2016. С. 313–315.

3. Нигматулин Р. М, Вагина М. Ю., Шумакова Е. О. Выполнение учебных проектов бакалаврами с использованием GEOGEBRA 3D при изучении профильных математических дисциплин / Информатизация непрерывного образования. 2018 : материалы международной научной конференции в 2 т. – Москва : РУДН, 2018. C. 351–355.

4. Мартынова Е. В. Информационные технологии в организации геометрического эксперимента : тезисы 19 – й международной школы-конференции «Математика. Компьютер. Образование». Ижевск : Изд-во Научно-издательский центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2012. С. 350. 

5. Вечтомов Е. М., Широков Д. В. Математика. Вводный курс : учеб. пособие. Киров : ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014. – 240 с.

6. Яшина Е. Ю., Севостьянова С. А., Бороненко Т. А. Методическая разработка по теме «Элементы математической логики» для студентов 1-5 курсов : учеб. пособие. Ленинград : Издательство «ОБРАЗОВАНИЕ», 1991. 45 с.

 

7. Шумакова Е. О. Центральные единицы целочисленных групповых колец  диэдральных и близких к ним групп // Труды института математики и механики УрО РАН. 2008. T. 14. № 4. С. 172–184.

8. Шумакова Е. О. Ранги групп центральных единиц целочисленных групповых колец метациклических групп Фробениуса : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы физико-математических наук». Орёл, ОГУ им. И. С. Тургенева, 2018. С. 132–136.

9. Петров В. В., Елисеева Е. В. О вводном курсе современной математики в педагогических вузах // Теория и методика обучения математике, физике, информатике. 2001. Т. 1. № 1 (1). С. 255–260.

10. Вайнштейн Ю. В., Шершнева В. А., Есин Р. В., Зыкова Т. В. Адаптация математического образовательно контента в электронных обучающих ресурсах // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 4. С. 4–12.

11. Степаненко Е. В., Степаненко И. Т., Губанова Т. В. Математика. Вводный курс : учеб. пособие. М. : ООО «ФЛИНТА», 2012. – 104 с.

12. Тимофеева И. Л. Проблемы логической адаптации студентов к обучению математике в педвузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55–2. С. 283–290.

13. Широков Д. В., Петров А. А. Методика введения понятия бинарного отношения в рамках дисциплины «Вводный курс математики» : сб.: Экспертное мнение сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Пенза : Изд-во «Наука и Просвещение», 2017. С. 179–182.

14. Крючков Н. И., Крючкова В. В. Технологические схемы изучения действительных чисел во вводном курсе математики : сборник трудов международного научно-технического форума «Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018», в 11 томах / под общ. ред. О. В. Миловзорова. Рязань: Изд-во «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2018. С. 224–227.

15. Скворцова О. В., Тропина Н. В. Об опыте решения проблем адаптации первокурсников – будущих учителей математики к условиям обучения в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 30–35.