Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.96.13.013
УДК: 373.2
ББК: 74.00
Е. В. Шульгина ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, которая обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях, поэтому понятие о социокультурных ценностях не сформируется без знаний культурных ценностей своего и других народов. Цель статьи – обоснование теоретико-методологических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, нормативных документов и диссертаций, посвященных проблеме формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Результаты. Рассмотрены понятия «социокультурные ценности», «взаимодействие», «формирование социокультурных ценностей у детей дош-кольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками». Показана

 

возможность формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Обсуждение. Состоит в трактовке и уточнения понятия «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками».

Заключение. Делается вывод о том, что понятие «формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками» мы понимаем как целенаправленное социально-обусловленное взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе культурного развития, сформированное человечеством в деятельности, в котором у ребенка возникает отношение к окружающей действительности, регулируется поведение, проявляются способности к объективной оценке себя и своих возможностей, поступков в различных ситуациях и видах деятельности. Развиваются чувства эмпатии, понимание эмоционального состояния других людей, и происходит выработка личностных качеств, ребенок становится субъектом социокультурной жизни.

Ключевые слова

культура, ценности, социокультурные ценности, формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками

Основные положения

– проведен анализ теоретико-методических аспектов формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

– определены этапы развития истории становления проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

– разработан категориально-понятийный аппарат исследуемой нами проблемы.

Цитировать публикацию

Шульгина, Е. В.  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ [Текст] / Е. В. Шульгина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 156-168. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.96.13.013.

Библиографический список

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание. 2014. №2. С.4–17.

2. Андреева Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  Москва: Из-во МГУ, 1980. 319 с.

3. Конев В. А. Человек в мире культуры. Культура, человек, образование : пособие по спецкурсу. Самара : Издательство «Самарский университет», 1999. 101 с.

4. Худякова Н. Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие : учебное пособие. Челябинск : Издательство «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004. – 398 с.

5.Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. 277 с.

6. Худякова Н. Л. Становление ценностного мира детей дошкольного возраста / Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум : материалы IV всерос. научно-прак. конференции. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. С. 12–18.

7. Бабаева Т. И. Социально-коммуникативное развитие : учеб. пособие. Москва : Детство-Пресс, 2016. 384 с.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь : сб. соч.: в 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.

9. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие. Москва : Перспектива, 2011. 202 с.

10. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. Москва : Просвещение, 2001. 89 с.

 

11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста: учеб. пособие. Москва : Фолио, 2000. 464 с.

12. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания : учебное пособие. Москва : Юрайт, 2002. 147 с.

13. Ежкова Н. С. Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей // Молодой ученый. 2016. № 13.2. С. 32–34.

14. Емельянова И. Е. Развитие духовно творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 11. С.10–14.

15. Кахнович С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2012. № 1. С. 28–35 (Серия «Педагогика и психология»).

16. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическом воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 10. С. 44–49.

17. Катриченко В. М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства : учеб. пособие. Уфа: Лето, 2015. 72 с.

18. Bаtenovа Y.V., Dolgovа V.I.. Yemelyаnovа I.E. Preschool Child Development in the Orgаnized informаtion Spаce. Espаcios. 2017, vol.. 38, no. 56, pp. 504–525.

19. Vаsilenko E.А., Dolgovа V.I., Golievа G.Yu, Shаyаkhmetovа V.K., Yemelyаnovа I.E. Espаcios. 2018. no.39. pp: 798–815

20. Dolgovа V.I. А study of psychologicаl reаdiness of pаrents to educаte children in а foster fаmily. Internаtion Journаl of Enviromentаl аnd Science Educаtion, 2016, vol. 11, no. 15. pp. 859–868.

21. Krаsnovа L.А., Mаmchenko А. А., Osmolovskаyа I. M., Zаkhlebniyv А. N. Interdisciplinаry Reseаrches of the Process of Trаining. Internаtionаl Conference “Educаtion Environment for the Informаtion Аge” (EEIА-2017), Moscow, Russiа, June 7-8, 2017. pp. 388–396.