Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 8 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.35.24.008
УДК: 378
ББК: 74.560
Л. Н. Павлова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Ю. Каратаева ORCID
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВОРКШОП КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье представлен опыт педагогического вуза по профессиональной ориентации студентов. Примером такой работы служит дидактическая игра в форме воркшопа. Участие студентов в мероприятии позволяет самостоятельно получить информацию и сориентироваться в вопросе профессионального карьерного роста в педагогической деятельности.

Материалы и методы. Основными методами исследования профессиональной ориентации студентов педагогического вуза стали анализ научной литературы, изучение деятельности по данной проблеме служб вуза и кураторов академических групп и, безусловно, использование методик изучения статусов профессиональной идентичности (авторы А. А. Азбель, А. Г. Грецов, Дж. Гарсиа).

Результаты. В качестве основных и наиболее характерных показателей профессионального самоопределения была выявлена профессиональная

 

идентичность, учебно-профессиональная мотивация и профессиональная готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Проведённые исследования позволили определить особенности формирования мотивации профессионального самоопределения с ориентацией на преобладающие мотивационные факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор; осознание студентами процесса профессионального самоопределения, мотивов выбора профессии и получения избранной специальности. Результатами исследования считаем и определение эффективных форм работы со студентами.

Обсуждение. Воспитательная система образовательной организации позволяет обеспечивать профессиональную ориентацию студентов при условии обеспечения методической деятельности данного направления, организации психолого-педагогической поддержки студентов и системой мероприятий, вовлекающих студентов в процесс профессионального само-определения и, в конечном счете, приводит обучающихся к пониманию идентичности себя в профессиональной педагогической сфере.

Дидактическая игра в форме воркшопа определена авторами как эффективная организационная форма деятельности в процессе осознания студентами профессиональной идентичности.

Заключение. Процесс профессиональной ориентации студентов педагогического вуза обеспечивается воспитательной системой образовательной организации, если в период обучения стимулировать интерес в развитии понимания социальной значимости выбранной профессии; выявить совокупность условий, определяющих профессиональную готовность и, как резуль-тат, у студентов наблюдаются желание работать, интерес к профессиональной деятельности, имеющий осмысленный и мотивированный характер. В качест-ве организационной формы по ориентации студентов на будущую профессию зарекомендовал себя воркшоп.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, дидактическая игра, воркшоп

Основные положения

– сделан подбор психологической диагностики с учетом проблемы ис-

 

следования;

– определена эффективная форма, используемая в работе для профессиональной ориентации студентов педагогического вуза;

– представлена методическая практика организационной формы в процессе формирования профессиональной идентичности у студентов — воркшоп.

Цитировать публикацию

Павлова, Л. Н.  ВОРКШОП КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / Л. Н. Павлова, Т. Ю. Каратаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  8. — С. 97-105. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.35.24.008.

Библиографический список

1. Боликова Л. Ю., Шарыпина Л. Е. О некоторых проблемах профессиональной ориентации студентов педагогического вуза. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 17.12.2018).

2. Дикунова Е. П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 17.12.2018).

3. Бобровская О. А., Дорофеева Г. А., Бобровская Е. Н. Профессиональная ориентация как социальное явление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2366–2370. URL: http://e-koncept.ru/2016/86503.htm (дата обращения: 17.12.2018).

4. Глебова Г. Ф., Грачёва Ю. В. Исследование проблем и условий оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов (из опыта Смоленского государственного университета) // Непрерывное образование: XXI век. 2015. 2 (10). С. 158–165. DOI: 10.15393/j5.art.2015.2805.

5. Рубцова О. А. Профориентация в системе высшего образования как инструмент содействия переходу «учеба – работа» : дис. … кандидата экономических наук по спец. 08.00.05. 2008. 191 с. URL: http://www. dissercat.com (дата обращения: 17.12.2018).

6. Фортыгина С. Н., Павлова Л. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. № 6. С. 26–36. URL: www.vestnik.nspu.ru. DOI: 10.15293/2658-6762 (Scopus).

7. Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. А. Н. Некрасова. 2005. 11. № 10. С. 77–81.

8. Ibanescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. pp. 596-600. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.03.111

9. Kalymbetova E. K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Baimoldina L. O., Sadykova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. pp. 263–267. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.120