Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность изучения нравственного и экономического самоопределения юношества в их единстве. Получает обос-нование подход к изучению нравственно-экономического самоопределения как динамичного интегративного новообразования. Подчеркивается значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического, формиру-ющегося в контексте проблемного полилога. Цель исследования, представленного в статье, состояла в том, чтобы наметить тенденции становления опти-мальных возрастно-нормативных уровней нравственно-экономического самоопределения, имеющих отношение к планированию жизненных замыслов в группах юношей и девушек, воспитывающихся в двух разных социальных ситуациях развития (в семьях и детском доме). Проблема исследования состо-яла в выявлении принципов организации интерактивных ситуаций проблем-ного диалога, способствующего динамике нравственно-экономического само-определения юношества в направлении возрастно-нормативного оптимума.
Материалы и методы. Основными методами исследования выступили анализ литературы, представленной в области экономической психологии, психологии личности, психологии образования, позволяющей охарактеризовать предмет исследования: нравственно-экономическое самоопределение и специфика образовательных ситуаций для организации генетико-моделирующего исследования. В качестве основного метода применялся психолого-педагогический эксперимент, организованный в форме развивающего факультатива занятий с применением интерактивных методов. В качестве метода выявления эмпирических проявлений динамики нравственно-экономического самоопределения выступил метод экспертной оценки смысловых позиций участников интерактивных занятий с последующим контент-анализом для их соотнесения с условной шкалой градаций, характеризующих их динамику.
Результаты. В статье описаны результаты психолого-педагогичес-кого эксперимента в двух выборках старшеклассников, проведенного в форме дискуссионного клуба по разрешению условных проблемно-конфликтных ситуаций. Представлены сопоставительные данные динамики самоопределения юношества, начиная с ее исходных когнитивных форм ориентировки в условных ситуациях занятий в направлении ее превращения в ориентировку в задачах планирования собственной жизни. Для контент-анализа смысловых позиций участников дискуссий применена шкала градаций, валидность которой подтверждена.
Обсуждение. Исследование позволило наметить градации перехода к таким уровням, на которых нравственно-экономическое самоопределение участников не только выражалось в развернутом, продуктивном обсуждении аспектов многозначных ситуаций, предзаданных в развивающем интерактивном курсе занятий, но и проявлялось в намерениях участников деятельно реализовать этические и экономические принципы в их единстве за пределами занятий в планируемых ими личных жизненных ситуациях.
Исследование позволило сопоставить динамику старшеклассников из семей и детского дома в процессе их движения к содержательным уровням нравственно-экономического самоопределения, которые оформлялись
бы в их продуктивные жизненные замыслы.
Заключение. Выбранный методологический подход анализа динамики нравственно-экономического самоопределения на основе фиксации смены смысловой позиции участников полилога оказался продуктивным для характеристики нормативно-возрастных достижений социальной и личностной зрелости старшеклассников.
Благодаря исследованию оказалось возможным наметить перспективы изучения психологических условий и механизмов становления нравственно-экономического самоопределения юношей и девушек, воспитывающихся в альтернативных социальных ситуациях развития, описать своеобразие траекторий восхождения к его наиболее продуктивным и содержательным уровням.
нравственно-экономическое самоопределение, интерпсихическая характеристика самоопределения, диалог, полилог, ориенти-ровка в проблемно-конфликтных ситуациях, смысловые позиции, когнитив-ные формы ориентировки, личностно-значимые, личностно-деятельностные формы ориентировки в задачах организации жизни
На основе представленного исследования обосновывается подход к изучению нравственного и экономического самоопределения как динамичного интегративного новообразования юношеского возраста. Подчеркива-ется значение интерпретации этого новообразования как интерпсихического, формирующегося в контексте проблемного полилога и выражающегося в смысловой позиции автора высказываний в контексте такого полилога. Дается характеристика динамики смысловых позиций старшеклассников из семей и детского дома в условиях специализированного факультатива, которая указывает на тенденции перехода от низких когнитивных уровней нравственно-экономического самоопределения в проблемно-конфликтных ситуациях в направлении к анализу этих ситуаций с позиции оформления личного жизненного замысла.
Шибаева, Л. В. ДИНАМИКА НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛИЛОГА [Текст] / Л. В. Шибаева, О. П. Солодовникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 8. — С. 211-231. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.19.41.017.
1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Структура и личностные детерминанты эконо-мического самоопределения субъекта // Психологический журнал. 2008. № 2 (29). С. 5–15.
2. Карнышев А. Д., Бурменко Т. Д. Собственность: психолого-экономический анализ. 2-е изд. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. 316с.
3. Позняков В. П. Социально-психологические факторы экономического самоопределения предпринимателей. Знание. Понимание. Умение . 2012. № 2. С. 222–226.
4. Филинкова Е. Б. Структура удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Проблемы экономической психологии. Т. 2. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С.205–228.
5. Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б. Феномены экономического самоопределения: социально-психологические механизмы действия // Психология в экономике и управлении. 2012. № 2. С. 6–12.
6. Kolberg L. Essays on Moral Development. The psychology of Moral Development. San-Francisco, Josey-Bass.1984. Vol. 2.
7. Солодовникова О. П., Шибаева Л. В. Характеристика «зоны ближайшего развития» нравственно-экономического самоопределения старшеклассников из семей и детского дома как основание программ преодоления дизонтогенеза // Северный регион : наука, образование, культура. 2016. № 1 (33). С. 70–75.
8. Кричевец А. Н. Томаселло, Витгенштейн, Выготский: проблема интерпсихического // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 95–104. ISSN: 1816-5435 / 2224-8935
9. Кучинский Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова. Москва : Наука, 1985. С. 342.
10. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.А., Фаликман М. В. Психология мышления : учеб. пособие. 2-е изд. М. : АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.
11. Петровская Л. А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог / Психология семьи : сборник статей. – Москва : Вопросы психологии. 2002. С. 3–8.
12. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М. : Издат. Центр, 2000. 184 с.
13. Хараш А. У. Смысловая структура публичного выступления (об объекте смыслового восприятия). Социальная психология : учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2003. – С. 71–84.
14. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. Воронеж, 1996. 512 с.
15. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. – 560 с.