Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 1 № ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Обзорные статьи
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.19
УДК: 378:577.4:658
ББК: 74.48:28.081:65.290
Д.С. Гордеева ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Потенциал интеграции экологической науки и бизнес-образования
Аннотация

В статье подчеркнута значимость экологизации непрерывного профессионального бизнес-образования в условиях нестабильного экономического состояния России. Для выхода из сложившийся долгими годами ситуации необходимо внедрить в систему профессиональной подготовки менеджеров обязательную эколого-экономическую составляющую, что, безусловно, потребует разработки инновационных целей, задач, принципов, средств и технологий самого процесса обучения дисциплинам профессионального цикла.

Экологический кризис проявляет себя инструментом разрешения глобального антропного кризиса. Техногенный прогресс опережает осознание его экологических последствий, что создает предпосылки для возникновения критических ситуаций в системе «общество–природа». Профессионалы, стоящие у истоков принятых антропоцентрических решений, удовлетворивших многоликие материальные потребности мирового сообщества, совершенно не задумывались об эффективном совершенствовании существующих экологических режимов. В преодолении экологического коллапса многое зависит от характера интеграции образовании и науки. Система науки станет более эффективной, если теоретические и прикладные исследования станут осуществляться с учетом экологических последствий введения инновационных педагогических технологий, в вопросах выработки современных экологических стандартов.

Потенциал экологии следует реализовать, преломляя ее данные через призму нашего рефлектирующего восприятия. Тогда идеи экологизации бизнес-образования приобретут диалектику и могут войти в качестве компонента в состав системы ценностных ориентаций обновленной России. Социальные технологии при этом апеллируют к будущим менеджерам посредством более высоко уровня – системы образования.

Ключевые слова

экология, менеджмент, интеграционная направленность, экологическая осознанность, экологизация бизнес-образования, профессиональное обучение менеджменту

Основные положения
  • определена значимость интеграции экологической науки и профессиональной подготовки будущего менеджера.
  • проанализированы проблемы такого интегрирующего исследовательского начала.
  • автором выявлены направления экологоориентированной деятельности будущего ме­неджера
Цитировать публикацию

Гордеева, Д.С.  Потенциал интеграции экологической науки и бизнес-образования [Текст] / Д.С. Гордеева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 1. — №  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. — С. 181-191. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.19.

Библиографический список
  1. Чуркин, Н.П. Государственная стратегия РФ в области охраны окружающей среды и природопользования должна отвечать современным экологическим и экономическим реалиям [Текст] / Н.П. Чуркин, В.В. Жуков // Экологический вестник России. – 2013. – № 10. – С. 45–47.
  2. Гордеева, Д.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики [Текст] / Д.С. Гордеева, А.И. Тюнин, А.С. Апухтин, С.С. Демцура // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 63–68.
  3. Гордеева, Д.С. Эколого-ориентированная подготовка будущих менеджеров: понятийно-терминологический анализ [Текст] / Д.С. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 1 (22). – С. 61–65.
  4. Бордовская, Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды [Текст] / Н.В. Бордовская // Человек и образование. – 2013. – № 2(35). – С. 4–11.
  5. Зеер, Э.Ф. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст]: коллект. монография / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: РГППУ, 2008. – 239 с.
  6. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза [Текст] / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 124–131.
  7. Львов, Л.В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадигмальной основе [Текст]: монография / Л.В. Львов. – М.: СГУ, 2013. – 512 с.
  8. Новиков, В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор [Электронный ресурс] / В.Н. Новиков // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/50761/psyedu_ru_2012_1_Novikov_2.pdf. – [Дата обращения: 12.02.2018].
  9. Ронжина, Н.В. Общая и профессиональная педагогика: грани различия [Текст] / Н.В. Ронжина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. – Т. 7. – № 1 (9). – С. 118–124.
  10. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
  11. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая задача: смысл и функции / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9/1. – С. 206–213.
  12. Эрдынеева, К.Г. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности [Текст] / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 1. – С. 59–62.
  13. Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен; отв. ред. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
  14. Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций [Текст] / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 2. – С. 40–52.
  15. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем [Текст] / В.Г. Калашников // Педагогика и психология образования. – 2011. – № 4. – С. 11–14.
  16. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
  17. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования [Текст] / Е.А. Ямбург // Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в системе образования: сборник статей Междунар. науч.-практич. конференции. – М.: ERGO, 2004. – С. 92–96.
  18. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. – 53 с.
  19. Остервальд, Я. Взаимодействие между университетом и бизнесом [Текст] / Я. Остервальд // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – № 6. – С. 65–69.
  20. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Бизнес и общество. – 2014. – № 2 (2). – С. 10. – Режим доступа: http://busines-society.ru/2014/num-2/10_perevozova.pdf. – [Дата обращения: 12.02.2018].
  21. Шемятихина, Л.Ю. Рынок труда профессиональных менеджеров в России [Текст] / Л.Ю. Шемяхина // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – С. 134–136.
  22. Антишина, А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов [Текст] / А.В. Антишина, А.В. Долматов // Человек и образование. – 2014. – № 1(38). – С. 45–50.
  23. Ермаков, Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования [Текст] / Д.С. Ермаков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2008. – № 1. – С. 86–91.
  24. Казначеев, В.П. Экологическое знание и сознание: особенности формирования [Текст] / В.П. Казначеев. – Новосибирск: Наука, 1987. – 221 с.
  25. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] / З.И. Тюмасева. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – 321 с.
  26. Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения [Текст] / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2008. – № 3. – С. 91–98.
  27. Айзятов, Ф.А. Российская стратегия устойчивого развития: региональная экологическая политика [Текст] / Ф.А. Айзятов // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Труды Первогомеждунар. симпозиума. – Зеленоград; М., 2000. – Вып. 3. – С. 142–154.
  28. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А.Ф. Аменд, А.А. Сламатов // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2003. – № 3 (21). – С. 86–96.
  29. Ахмедов, М.А. Экологическая культура личности специалиста [Текст] / М.А. Ахмедов, Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4.– С. 6–10.
  30. Даванков, А.Ю. Современные методологические подходы к междисциплинарным исследованиям территориальных социо-эколого-экономических систем [Текст] / А.Ю. Даванков, Г.Н. Пряхин, В.В. Седов и др. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. – 133 с.
  31. Двинин, Д.Ю. Уточнение понятия «экологический менеджмент» с целью его идентификации относительно других форм экологического управления [Текст] / Д.Ю. Двинин // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 17. – С. 18–23.
  32. Игнатова, В.А. Экологическая культура [Текст] / В.А. Игнатова. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2002. – 212 с.
  33. Рябинина, Н.П. Модульное содержание построения эколого-экономического образования будущего учителя [Текст] / Н.П. Рябинина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2015. – № 4 (137). – С. 24–28.
  34. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. – 2015. – №1 (51). – С. 102–108.
  35. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая безопасность России: будущее в ретроспективе. Часть первая [Текст] / А.А. Саламатов // Социум и власть. – 2015. – №2 (52). – С. 74–81.
  36. Сидоров, А.А. Структурно-динамическая характеристика доминирующих в мире биокорпораций [Текст] / А.А. Сидоров // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2017. – № 1 (147). – С. 31–42.
  37.  Хилова, Е.Ю. Экологическая компонента профессиональной подготовки будущих экономистов [Текст] / Е.Ю. Хилова // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 74–2. – С. 283–287.
  38. Панфилова, Л.Г. Инновационная деятельность педагога в контексте требования образовательного и профессионального стандартов [Текст] / Л.Г. Панфилова // Человек и образование. – 2017. – № 3(52). – С. 82–86.
  39. Гершунский, В.С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века) [Текст] / В.С. Гершунский. – Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993. – 240 с.
  40. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availiable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12 February 2018).
  41. Гордеева, Д.С. Проблемы оценки эколого-экономического развития региона в современных социально-экономических условиях [Текст] / Д.С. Гордеева, И.И. Плужникова, С.С. Демцура, С.А. Изюмникова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 105–110.
  42. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления [Текст] / Д.С. Гордеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: сборник материалов Всерос. науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. – Челябинск: Лаборатория знаний, 2015. – С. 112–115.
  43. Даллакян, К.А. Энвайронментальное знание и экологическая культура в эпоху глобализации [Текст] / К.А. Даллакян, К.Х. Саркисян // Вестник ВЭГУ. – 2011. – № 3. – С. 69–76.
  44. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. – М.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 336 с.
  45. Насурова, Н.В. Педагогические условия развития экологической компетентности будущих менеджеров [Текст] / Н.В. Насурова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 2. – С. 155–162.
  46. Перевозова, О.В. К вопросу о формировании конкурентоустойчивости менеджеров в условиях реформирования экономики и образования [Электронный ресурс] / О.В. Перевозова // Universum: психология и образование. – 2014. – № 2 (3). – С. 8. – Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/958. – [Дата обращения: 12.02.2018].
  47. Никитина, Е.Ю. Управление дифференциацией образования [Текст]: учебно-практическое пособие / Е.Ю. Никитина. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 296 с.
  48. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект [Текст] / Н.Ю. Посталюк. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1989. – 204 с.
  49. Сергиевский, В.В. Размышление о фундаментальном блоке инженерного образования [Текст] / В.В. Сергиевский // Вестник высшей школы. – 1996. – № 4. – С. 11–16.
  50. Смирнов, И.П. ХХI веку – открытое образование [Текст] / И.П. Смирнов // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 8. – С. 4–13.
  51. Соколова, Э.С. Образование – путь к культуре мира и толерантности [Текст] / Э.С. Соколова // Народное образование. – 2002. – № 2. – С. 111–113.