Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 1 № Психологические науки Обзорные статьи
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.24
УДК: 151.8
ББК: 88.37
Н.В. Маркина ORCID
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-методического сопровождения обучения одаренных детей, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Cовременные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма
Аннотация

В статье обозначена актуальность обращения к возможностям экзистенциальной психологии при решении практических задач современной образовательной практики. Цель статьи – представить результаты обзора современных психологических исследований выбора в плане выявления теоретических основ разработки программ развития одаренных учащихся.

Обзор построен в логике: от психологии принятия решений (в том числе, в различных сферах деятельности) к изучению выбора в контексте профессионального определения, и далее, к изучению выбора в контексте личностного самоопределения. Для анализа отобраны психологические исследования, выполненные с позиций классической научной парадигмы.

Соотнесены критерии субъективного качествавыбора и психологические критерии выбора профильного обучения учащихся. Выделена группа феноменов, использование которых расширит феноменологию развития одаренности (конструктивная личностная рефлексия, система жизненных смыслов, стратегии личностного выбора, смысложизненные ориентации, «судьбоносность» и «повседневность» жизненных выборов, выбор творческого жизненного пути и другие).

Отмечена слабая изученность экзистенциально-психологических проблем в психологии одаренности. Делается вывод о том, что результаты обзора современных исследований стратегий профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы могут выступить ориентиром при создании программ развития одаренных учащихся. 

Ключевые слова

психологияодарённости, классическая парадигма, личностный выбор, принятие решений, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение

Основные положения
  • уточнены современные аспекты изучении личностного выбора в контексте создания образовательных моделей поддержки и развития одаренных учащихся;
  • изложены результаты обзора современных исследований соотношения выбора и принятия решений, профессионального и личностного самоопределения с позиций классической парадигмы;
  • выявлена слабая изученность проблемы личностного выбора в психологии одаренности и педагогической психологии. 
Цитировать публикацию

Маркина, Н.В.  Cовременные исследования выбора в контексте психологии развития одаренности: классическая парадигма [Текст] / Н.В. Маркина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 1. — №  Психологические науки. — С. 233-245. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.24.

Библиографический список

1. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – C. 29–33.

2. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 407 с.

3. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.В. Брушлинский и др. // Президент. программа «Дети России», М-во общ. и проф. образования РФ. – М.: Магистр, 1998. – 66 с.

4. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры [Текст] / В.Г. Грязева. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2000. – 304 с.

5. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. – Томск; М.: Барс, 1997. – 392 с.

6. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

7. Психология одаренности: от теории к практике [Текст] / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 1999.– 18 с.

8. Ларионова, Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности [Текст] / Л.И. Ларионова. – М.: Изд-во ИП РАН, 2011. – 320 с.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 4. – С. 83–93.

10. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – 270 с.

11. May R. (1969) Love and Will. New York, W.W. Norton Publ.

12. Maddi S.R. (1983) Existential Analysis. The encyclopedic dictionary of psychology. Eds R. Harre, R. Lamb. Oxford, Blackwell Publ.

13. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст]: сборник: пер. с англ. и нем / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

14. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 556 с.

15. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм; пер. с англ.: Г.Ф. Швейник. – М.: АСТ,   2011. – 288 с.

16. Мироненкова, Н.Н. Понятие ценностно-смыслового выбора учащихся [Текст] / Н.Н. Мироненкова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 4 (17). – С. 273–278. DOI: 10.5281/zenodo.546360

17. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 5. – С. 5–18

18. Петровский, В.А. Уровень трудности задачи: метаимпликативная модель мотивации выбора [Текст] / В.А. Петровский // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 1. – С. 6–23.

19. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 57–66.

20. Леонтьев, Д.А. Психология выбора [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. – М.: Смысл, 2015. – 464 с.

21. Фам, А.Х. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (Часть 1) [Текст] / А.Х. Фам, Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 1. – С. 84–96.

22. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений [Текст]: учебное пособие / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 286 с.

23. Корнилова, Т.В. Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека [Текст] / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова, С.А. Корнилова, М.А. Новикова. – М.: Смысл, 2010. – 334 с.

24. Корнилова, Т.В. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов [Текст] / Т.В. Корнилова, И.А. Чигринова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 33. – № 2. – С. 69–87.

25. Краснов, Е.В. Предикторы личностного выбора на материале методики эмоционального предвосхищения [Текст] / Е.В. Краснов, М.А. Чумакова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 37–55.

26. Булдакова, Н.С. Пространственно-временная локализация мозговых структур в процессах принятия решений [Текст] / Н.С. Булдакова // Современные проблемы биофизики. Генетики, электроники и приборостроения: II Всероссийский семинар памяти Ю.П. Волкова, 16–18.12.2015, Саратов / отв. ред. А.О. Мантуров. – Саратов: СГТУ им. Ю.А. Гагарина, 2015. – С. 15–19.

27. Меньшиков, И.С. Лабораторный анализ влияния контекста на процесс принятия решений [Текст] / И.С. Меншикова // Труды МФТИ. – 2014. – Т. 6. – № 4 (24). – С. 67–77.

28. Гавриленко, Т.В. Личностные особенности субъекта саморегуляции как фактор, обуславливающий стратегию самоорганизации в ситуации выбора [Электронный ресурс] / Т.В. Гавриленко, З.Н. Рябикина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2017. – № 134. – С. 905–923. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/10/pdf/73.pdf. [Дата обращения: 15.05.2018]. DOI: 10.21515/1990-4665-134-073

29. Иванова, Л.В. Моделирование функциональной структуры личности в ситуации принятия решений [Текст] / Л.В. Иванова, Т.В. Савченко, Д.В. Сочивко // Математическая психология: школа В.Ю. Крылова / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.Н. Савченко, Г.М. Головина. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 456–470.

30. Грошев, И.В. Особенности выбора компонентов структуры мотива при принятии решения от совокупности личностных свойств руководителей – мужчин и женщин [Текст] / И.В. Грошева, Т.А. Загузова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2009. – № 1 (15). – С. 33–39.

31. Моросанова, В.И. Регуляторные и личностные основы принятия решений: монография [Текст] / В.И. Моросанова, Т.А. Индина. – М.: Нестор–История, 2011. – 282 с

32. Момджян, К.Х. Процесс принятия решений в деятельности людей [Электронный ресурс] / К.Х. Момджян // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2015. – Т. 9. – Вып. 2: Пространство и время принятия решений. — Режим доступа: http://j-spacetime.com/actual%20content/t9v2/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.32.php [Дата обращения: 15.05.2018]

33. Теслюк, П.В. Влияние уровня интеллекта, эмоционально-волевых свойств и склонности к риску на процесс принятия решений [Текст] / П.В. Теслюк // Вестник университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2016. – № 1 (23). – С. 113–119.

34. Шмаков, А.В. Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений [Текст] / А.В. Шмаков // Terra Economicus. – 2014. – Том. 12. – № 3. – С. 29–47.

35. Saleem N., Hanan M.A., SalemI. Shanshad R.M. (2014) Career Selection: Role of Paren t's Profession, Mass Media and Personal Choice. Bulletin of Education and Research December. Vol. 36 (2).

36. Smith, Vicki J, Leeming, Dawn and Burr, Vivien (2016) Philosophy and Identity: The Relationship Between Choice of Existential Orientation and Therapists’ Sense of Self. ExistentialAnalysis. 27. 2.

37. Никишин, А.И. Психологическая готовность к выбору профессии и личностные характеристики старшеклассников с разным уровнем осмысленности жизни [Текст] / А.И. Никишина, Л.В. Рыкман // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2016. – Т. 4. – С. 142–147.

38. Уразаев, К.Ф. Психологические особенности профессиональных выборов старшеклассников [Текст] / К.Ф. Уразаев // Наука и современность. – 2014. – № 27. – С. 102–106.

39. Ященко, Е.Ф. Психология самоактуализации и становления профессионала в условиях современного образования [Текст]: монография / Е.Ф. Ященко, И.А. Менщикова, Е.Г. Щелокова, А.И. Постовалова, О.Н. Дунаева, О.В. Лазорак, Э.В. Саксонова. – СПб.: ЭЛВИ–Принт, 2016. – 194 с.

40. LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути [Текст] / Под ред. А.А Кроника. – М.: Прогресс, Культура, 1993. – 230 с.

41. Карась, Д.В. Категориальное пространство интернализации личностного выбора
[Текст] / Д.В. Карась // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 331. – С. 177–180.

42. Каяшева, О.И. Феномен личностной рефлексии и осуществления свободного выбора субъектом в трудных жизненных ситуациях [Текст] / О.И. Каяшева // Вестник Университета Российской академии образования. – 2016. – № 1. – С. 77–81.

43. Шишева, А.Г. Система жизненных смыслов личности как психологическое условие выбора вариантов жизни в юношеском возрасте [Текст] / А.Г. Шишева // Известия РГУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 67.– С. 509–512.

44. Фам, А.Х. Субъективное конструирование выбора в ситуациях разного уровня значимости (окончание) [Текст] / А.Х. Фам, Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 2. – С. 93–105.

45. Грязева-Добшинская, В.Г. «Типология личностного жизненного пути»: описание методики и результаты психометрической проверки [Текст] / В.Г. Грязева-Добшинская, А.С. Мальцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 14–21.

46. Ращупкина, Ю.В. Процессуальные характеристики жизненных выборов молодых людей в зависимости от выраженности личностной зрелости [Текст] / Ю.В. Рашупкина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 30 (2). – С. 84–93.

47. Дементий, Л.И. Личностные основания стратегий деятельности в ситуации выбора [Текст] / Л.И. Дементий, Е.А. Магазеева // Личность. Культура. Общество. – 2010. – № 2 (55–56). – С. 390–397.

48. Петровский, В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности [Текст] / В.А. Петровский // Мир психологии. – 2009. – № 1. – С. 25–42 .

49. Огнев, А.С. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем [Текст] / А.С. Огнев, С.Н. Гончар // European social science journal. – 2013. – № 11–2 (38). – С. 291–301.

50. Огнев, А.С. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования [Текст] / А.С. Огнев, Э.В. Лихачева // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 51–67.