Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.010
УДК: 378.18
ББК: 74.00
А. В. Савченков ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СПО
Аннотация

Введение. В рамках данной статьи проанализированы методологические подходы, которые выступили общенаучным основанием для разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Системный и аксиологический подходы выступили в качестве общенаучной основы исследования. Нуклеарный, контекстный и личностно-ори-ентированные подходы выступили его конкретно-научной основой.

Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные системному, аксиологическому, нуклеарному, контекстному и личностно-ориентиро-ванному подходам, и возможностям их применения к проблеме подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.

Результаты. На основе анализа научной литературы проанализировано значение каждого из выделенных нами подходов для проблемы исследования. Системный подход позволяет представить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО как целостную систему взаимосвязанных структурных компонентов, которые в совокупности позволяют достигнуть поставленной цели. Аксиологический подход способствует наполнению разрабатываемой системы социально педагогическими и личностно-педагогическими ценностями, выявить механизмы формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. Нуклеарный подход позволил разработать нуклеарную структуру целостной системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Контекстный подход направлен формирование профессионального и социального контекста в процессе подготовки к воспитательной деятельности. Личностно-ориентированный подход позволяет подобрать формы, методы и средства подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в соответствии с их личностными и профессиональными особенностями.

Обсуждение. Теоретический анализ психолого-педагоги-ческой литературы по проблеме исследования привел нас к пониманию того, что положения избранных подходов раскрывают теоретико-методологические основания системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, позволяют определить направления научного поиска и обеспечить обоснованность теоретических положений исследования.

Заключение. В данной статье мы выяснили, что для построения целостной системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО в ее основе должна быть положена совокупность нескольких подходов, которые обеспечивают ее научную обоснованность. Каждый из выявленных нами подходов имеет определенную функцию для построения системы и конкретную значимость для достижения цели ее реализации.

Ключевые слова

система подготовки будущих педагогов; воспитательная деятельность; организации СПО; системный подход; аксиологический подход; нуклеарный подход; контекстный подход; личностно-ориентированный подход

Основные положения

− дано определение методологического подхода и обоснован их выбор;

− проанализированы системный, аксиологический, нуклеарный, контекстный и личностно-ориентированный подходы применительно к проблеме исследования;

− описана значимость совокупности методологических подходов для решения проблемы исследования.

Цитировать публикацию

Савченков, А. В.  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СПО [Текст] / А. В. Савченков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 162-173. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.010.

Библиографический список

1. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Теоретические основы оценки качества воспитания в системе общего образования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3 (76). С. 176–185.

2. Ashytok, N. (2018), “Axiological approach as a methodological basis of pedagogy and educational practice improvement”, Lubelski Rocznik Pedagogiczny, vol. 37, pp. 11. DOI: 10.17951/lrp.2018.37.2.11-19. (Scopus).

3. Лидак Л. В. Методологические основы педагогики высшей школы: аксиологический подход // Университетская наука. 2018. № 1 (5). С. 121–125.

4. Шумакова О. А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220–227.

5. Албегова Д. У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 508.

6. Вербицкий А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2–8.

7. Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н. Профессиональные контексты как средство мониторинга процесса формирования компетенций // Вест-ник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 5 (50). С. 193–196.