Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 25588/CSPU.2020.155.2.001
УДК: 378.14
ББК: 74.489
Н. А. Антонова ORCID
Магистрант кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ОТСРОЧЕННОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация

Введение. В статье представлена ​​психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность».

Материалы и методы. Рассмотрена проблема формирования читательской грамотности у школьников, проверяемых по всем предметам в рамках ГИА, ВПР, международных исследованийх (PIRLS, PISA, PIAAC).

Результаты. Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ).

Обсуждение. На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики разработаны и апробированы задания на дополнение текста из предложенного списка предложены рекомендации для формирования этих умений.

Заключение. В заключении выделены условия формирования читательской грамотности при обучении физике.

Ключевые слова

читательская грамотность; обучение физике; условия формирования читательской грамотности; отсроченный контроль

Основные положения

- в контексте реализации требований ФГОС ООО и анализа литературы, выделены условия формирования читательской грамотности при обучении физике;

- формирование читательской грамотности при обучении физической строится на основе реализации основных видов деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой) методов обучения при использовании текстов физического тела и заданий к ним.

Цитировать публикацию

Антонова, Н. А.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ОТСРОЧЕННОГО КОНТРОЛЯ [Текст] / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 7-32. — DOI: 25588/CSPU.2020.155.2.001.

Библиографический список

1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М. : Альта-Принт, 2005. 1216 с.

2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (дата обращения 2.11.2019).

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

4. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240–266.

5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

6. Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 1. С. 41–48.

7. Gray W.S.& Rogers B. (1956), “Maturity in reading: Its nature and appraisal”, University of Chicago Press, Chicago, 273 p.

8. Why a literacy declaration (2019), European Literacy Policy. URL: http://www.eli-net.eu/about-us/literacy-declaration/ (дата обращения: 02.11.2019).

9. Пранцова Г. В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учеб. пособ. М. : Форум, 2013. – 367 с.

10. Eds: Mullis I.V.S. & Martin M.O. “PIRLS 2016 Assessment Framework”, TIMSS & PIRLS International Study Center. URL: https://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/framework.html (Дата обращения: 02.11.2019).

11. OECD (2017), “PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition. PISA,” OECD Publishing, Paris, 262 p. URL: http://iave.pt/images/FicheirosPDF/Estudos_Internacionais/PISA/PISA_Frame

work_2015.pdf. http://dx.doi.org/10.1787/9789264281820-en/ (дата обращения: 2.11.2019).

12. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 4. С. 3-8.

13. Пономарева Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества : дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Ленинград, 1984. 178 с.

14. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования : дис. … док. пед. наук : 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования. С.-Пб, 2008. 432 с.

15. Осипова И. В. Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах: Дис… канд. пед. наук: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). М., 2005. – 175 с.

16. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2006. 336 с.

17. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с.

18. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: Пособие для учителя. М.: Баллас, 2011. 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

19. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е., Гиголо А. И. Всероссийская проверочная работа по физике: особенности инструментария и основные итоги // Педагогические измерения. 2018. №1. С. 54-60.

20. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Н. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 80–97.

21. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79–109.

22. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.