Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлена психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность».
Материалы и методы. Рассмотрена проблема формирования читательской грамотности у школьников, проверяемых по всем предметам в рамках ГИА, ВПР, международных исследованийх (PIRLS, PISA, PIAAC).
Результаты. Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ).
Обсуждение. На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики разработаны и апробированы задания на дополнение текста из предложенного списка предложены рекомендации для формирования этих умений.
Заключение. В заключении выделены условия формирования читательской грамотности при обучении физике.
читательская грамотность; обучение физике; условия формирования читательской грамотности; отсроченный контроль
- в контексте реализации требований ФГОС ООО и анализа литературы, выделены условия формирования читательской грамотности при обучении физике;
- формирование читательской грамотности при обучении физической строится на основе реализации основных видов деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой) методов обучения при использовании текстов физического тела и заданий к ним.
Антонова, Н. А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В УСЛОВИЯХ ОТСРОЧЕННОГО КОНТРОЛЯ [Текст] / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 2 (155). — С. 7-32. — DOI: 25588/CSPU.2020.155.2.001.
1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М. : Альта-Принт, 2005. 1216 с.
2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. С.-Пб. : Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (дата обращения 2.11.2019).
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
4. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240–266.
5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
6. Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017. Т. 66. № 1. С. 41–48.
7. Gray W.S.& Rogers B. (1956), “Maturity in reading: Its nature and appraisal”, University of Chicago Press, Chicago, 273 p.
8. Why a literacy declaration (2019), European Literacy Policy. URL: http://www.eli-net.eu/about-us/literacy-declaration/ (дата обращения: 02.11.2019).
9. Пранцова Г. В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учеб. пособ. М. : Форум, 2013. – 367 с.
10. Eds: Mullis I.V.S. & Martin M.O. “PIRLS 2016 Assessment Framework”, TIMSS & PIRLS International Study Center. URL: https://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/framework.html (Дата обращения: 02.11.2019).
11. OECD (2017), “PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition. PISA,” OECD Publishing, Paris, 262 p. URL: http://iave.pt/images/FicheirosPDF/Estudos_Internacionais/PISA/PISA_Frame
work_2015.pdf. http://dx.doi.org/10.1787/9789264281820-en/ (дата обращения: 2.11.2019).
12. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 4. С. 3-8.
13. Пономарева Н. В. Формирование читательской культуры лидеров чтения юношества : дис. … канд. пед. наук : 05.25.03 — Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Ленинград, 1984. 178 с.
14. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования : дис. … док. пед. наук : 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования. С.-Пб, 2008. 432 с.
15. Осипова И. В. Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах: Дис… канд. пед. наук: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). М., 2005. – 175 с.
16. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественных текстов. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2006. 336 с.
17. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с.
18. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: Пособие для учителя. М.: Баллас, 2011. 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
19. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е., Гиголо А. И. Всероссийская проверочная работа по физике: особенности инструментария и основные итоги // Педагогические измерения. 2018. №1. С. 54-60.
20. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Н. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 80–97.
21. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин [и др.] // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79–109.
22. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.