Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.008
УДК: 378
ББК: 74.480.26
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. В статье рассматривается роль контекстно-про-ектной деятельности в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка. В работе исследованы основы контекстного обучения и его связь с проектной технологией, на базе чего теоретически обоснован и описан процесс реализации контекстно-проектной деятельности студентов и ее влияние на формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка.

Материалы и методы. Основными теоретическими методами исследования выступают анализ нормативных документов и на-учной литературы, посвященной проблемам контекстного обучения и применения проектной технологии, обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта авторов статьи. Материалом исследования являются данные, полученные в процессе изучения студентами дисциплины «Методика обучения английскому языку», входящей в образовательную программу по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Результаты. В статье разработаны теоретические основы формирования методической компетенции на основе контекстно-проектной деятельности, представлены ее этапы, модели их реализации и методическая интерпретация, типы профессионального контекста, а также результаты, т.е. формируемые аспекты методической компетенции.

Обсуждение. Состоит в обосновании роли контекстно-проектной деятельности в формировании методической компетенции будущего учителя иностранного языка в ходе его профессиональной подготовки.

Заключение. Делается вывод о том, что целостный характер контекстно-проектной деятельности, достигнутый в результате интеграции контекстного обучения и проектной технологии, является существенным фактором формирования профессионально-методической компетенции будущего учителя иностранного языка.

Ключевые слова

профессиональный контекст; контекстное обучение; проект; проектная технология; контекстно-проектная деятельность; методическая компетенция

Основные положения

– контекстное обучение, основанное на использовании профессионального контекста, выступает как активная форма профессиональной подготовки учителя иностранного языка;

– применение проектной технологии обеспечивает организацию и реализацию самостоятельной работы студентов, ориентированной на получение нового образовательного продукта;

– интеграция контекстного обучения и проектной технологии обеспечивает целостное формирование методической компетенции учителя иностранного языка.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 131-144. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.008.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 125 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50358. Доступ из справ.-правовой си-стемы «КонсультантПлюс».

2. Collier-Harris A.C. & Goldman J.D.G. (2017), “What educational context should teachers consider for their puberty education programmes?”, Educational Review, vol. 69, no 1, pp.118–133.

3. Heick T. (2020), “3 Types of Project-Based Learning Symbolize Its Evolution”, The TeachThought Podcast. URL: https://www.teachthought.

com/project-based-learning/5-types-of-project-based-learning-symbolize-its-evolution/ (дата обращения: 18.05.2020).

4. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г . М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.

5. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39–46.

6. Pickering T. (2019), “How to shift from education as content to education as context”, Education-reimagined, IOWA BIG, by Trace Pickering, 29 January.URL: https://education-reimagined.org/how-to-shift-from-education-as-content-to-education-as-context/ (дата обращения: 10.06.2020).

7. Tural G. (2012), “The Process of Creating Context Based problems by Teacher Candidate”, Procedia Social and Behavioral Sciences, vol. 46, pp. 609–613.

8. Казанцева С. П. Модель формирования профессионально-педагогической направленности у будущих учителей в контекстном обучении // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 34–36.

9. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Основные направления инновационного развития системы подготовки учителя иностранного языка //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 9–13.

10. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М. : Академия, 2010. – 192 с.

11. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 1. С. 78–96.

12. Knoll M. (2014), “Project Method”, in Phillips, C.D. (ed), Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy, vol.2, Sage, Thousand Oaks, Canada, pp. 665–669.