Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В рамках ФГОС первостепенной задачей литературного образования в школе и вузе является формирование самостоятельной, креативной личности, способной к активному творчеству, обладающей критическим мышлением. Данная целевая установка современного образования предполагает использование новых методов обучения, один из которых — создание вторичного текста на основе классического. Умение грамотно использовать данный способ обучения на уроках литературы очень важен для будущих учителей-филологов.
Материалы и методы. В исследовании были использованы культурно-исторический подход, методики сопоставительного, герменевтического, рецептивного и интертекстуального анализа.
Результаты. В статье представлены методические рекомендации к созданию вторичного текста, классификация наиболее частотных видов переосмысления классического текста в формате «фанфикшн», особенности создания вторичного текста на уроке литературы, результаты проведенного исследования, а именно: анализ работ студентов 2-го курса филологического факультета, посвященных современному прочтению повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Обсуждение. Представленная методика работы по созданию ремейка позволяет учащимся не испытывать сложности в анализе классического произведения, установлении смысловой нагрузки вторичных текстов. В статье показаны результаты анализа практического применения данной методики – создание вторичных текстов по повести Н.В. Гоголя «Страшная месть».
Заключение. Разработанные рекомендации создания ремейка являются фактором не только анализа смысловой нагрузки прецедентного текста, но и формирования творческого читателя, что является одной из приоритетных задач современного литературного образования.
рецепция; ремейк; анализ; вторичный текст; творческая интерпретация; интерпретационная компетентность
– представлены рекомендации к работе по созданию вторичных текстов на основе классического произведения;
– выделены основные виды текстов, посвященных переосмыслению текста-оригинала;
– приведены результаты анализа вторичных текстов, студенческих творческих работ, раскрывающих самостоятельную, креативную концепцию учащихся и представляющих их творческий диалог с автором-классиком.
Гимранова, Ю. А. РЕМЕЙК КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ [Текст] / Ю. А. Гимранова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 2 (155). — С. 57-68. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.003.
1. Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе : программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы / Русский язык и литература в школе : [сайт]. URL: https://www.sinykova.ru/bibliote ka/maranz_lit_5-9_kl/ (дата обращения: 9.04.2020).
2. Зырянова О. Н., Веккессер М. В. Изучение ремейка как путь постижения обучающимися литературного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 130–132.
3. Черняк М. А. Актуальная словесность XXI в.: приглашение к диалогу : учебн. пособие. Москва : Флинта ; Наука, 2015. – 232 с.
4. Холодинская Т. О. Ремейк как категория, характеризующая межтекстовые отношения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60). Ч. 1. С. 49–51.
5. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов (конец XX– начало XXI вв.). Москва : АСТ: Астрель, 2010. – 943 с.
6. Сиривля М. А. Художественное и языковое оформление литературного ремейка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (77). Ч. 1. С. 37–41.
7. Гимранова Ю. А. Креативные рецепции тургеневских рассказов Виктором Пелевиным // Вестник Челябинского педагогического университета. 2018. № 1. С. 237–247.
8. Фатеева Н. А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. АН. Серия литературы и языка. 1998. №5. Т. 57. С. 25–38.
9. Холодинская Т. О. Ремейк и пародия: критерии разграничения в исследовательской парадигме XX–XXI веков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). Ч. 2. С. 58–61.