Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 5 (158) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.017
УДК: 158
ББК: 88.362
Е. Ю. Волчегорская ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Жукова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Фролова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
К. И. Шишкина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Д. Носкова ORCID
Магистрант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
БУЛЛИНГ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты изучения проявлений школьной травли среди 499 учащихся третьих и четвертых классов.

Цель – выявить особенности распределения буллинг-ролей и степень подверженности виктимизации учащихся начальной школы.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, посвященной проблеме буллинга в образовательной среде; методы  диагностики,  включающие  тестирование  с  помощью  опросника  опросник на выявление «буллинг-структуры» и The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24).

Результаты. Проанализированы эмпирические данные исследования распределения буллинг-ролей и проявлений виктимизации среди учащихся начальной школы.

Обсуждение. Подчеркивается, что с явлениями школьной травли с той или иной частотой сталкивается большинство учащихся начальной школы. Различия заключаются лишь в распределении буллинг-ролей: в четвертых классах больше детей, исполняющих активную роль.  Представлены результаты изучения виктимного поведения и наиболее часто встречающихся видов виктимизации младших школьников.

Заключение. Подчеркивается, что проблема насилия в образовательной среде является актуальной для учащихся начальной школы.

Ключевые слова

насилие; буллинг; буллинг-структура; буллинг-роли; виктимизация; виктимное поведение; начальная школа

Основные положения

– выявлено, что проблема буллинга среди учащихся начальных классов является актуальной для современной системы начального общего образования;

– проведено эмпирическое исследование распространенности насилия среди учащихся начальных классов, буллинг-структуры и представленности различных форм виктимизации у младших школьников.

Цитировать публикацию

Волчегорская, Е. Ю.  БУЛЛИНГ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [Текст] / Е. Ю. Волчегорская, М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина, Н. Д. Носкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  5 (158). — С. 239-252. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.017.

Библиографический список