Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Публичное выступление является неотъемлемой частью учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся в педагогических вузах. Поведенческая активность выступающих во время выступления часто опосредована стрессовой ситуацией; при этом одни студенты проявляют решительность и организованность, другие –эмоционально переживают вынужденные условия. В статье представлена оценка поведенческих реакций студента во время публичного выступления.
Цель — выявить особенности поведенческих реакций в условиях публичного выступления у студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе кафедры общей биологии и физиологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. На основе информированного согласия в исследовании приняли участие 20 студентов 4 курса. Эмоциональный интеллект оценивали с помощью одноименного опросника В. Д. Люсина. Поведенческие реакции выступающих оценивали по алгоритму, предложенному Н. А. Белоусовой и П. А. Байгужиным Для проверки статистической значимости полученных результатов использовались непараметрические статистические критерии Манна-Уитни (для попарно несвязанных выборок) и Вилкоксона (для связанных выборок).
Результаты. Установлено, что обследованные с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, что подтверждается относительно высокими у них значениями эмоциональной нестабильности. Только у 20% обследованных общий уровень эмоционального интеллекта составил выше среднего, они более гибкие и адаптивные к меняющимся условиям. Поведенческий паттерн общей напряженности у студентов в «ситуации № 2» значимо выше, чем в «ситуации № 1». Обследованные с низким уровнем эмоционального интеллекта во время публичного выступления более тревожны и растеряны, что подтверждается относительно высокими у них значениями эмоциональной нестабильности. Результаты показывают, что в «ситуации № 1» у студентов преобладала самооценивающая вербализация, а с появлением дополнительного «стрессового фактора» выраженной стала экстралингвистика.
Обсуждение. Выявленные особенности поведенческих реакций, объединенных в паттерны у студентов во время выступления являются важными психофизиологическими индикаторами степени их психоэмоциональной напряженности.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости применения в ходе подготовки педагогических кадров методических подходов, способствующих развитию у студентов самоконтроля и саморегуляции поведения при учете у них эмоционального интеллекта.
студенты; коммуникативная компетентность; поведенческие реакции; публичное выступление; эмоциональный интеллект
Получены и проанализированы данные поведенческих реакций студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в различных ситуациях публичного выступления.
Байгужина, О. В. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ [Текст] / О. В. Байгужина, Е. В. Перепелюкова, М. В. Шапошникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 5 (158). — С. 195-207. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.014.