Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 5 (158) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.019
УДК: 159.9
ББК: 88.6
Э. А. Пирмагомедова ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования, Дербентский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р. Д. Гусейнов ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, директор, Дербентский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Дербент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. С. Гусейнова ORCID
Доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права, институт социально - гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ДИАГНОСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме изучения и выявления элементов воспитания и формирования ценностных ориентаций личности подростка путем объективных психологических методов приемов  и диагностических элементов. Отражены и обоснованны фундаментальные, основополагающие методики диагностирования предпочтений подростка, закрепленных в ценностных паттернах этого возраста.Цель статьи - рассмотреть и раскрыть специфические стороны диагностических приемов и методов, используемых в практике по выявлению  особенностей ценностных ориентаций подростков.   Принципиально важно в этой связи -  точный  и корректный подбор самих диагностических приемов и методов, для дальнейшего  изучения  предпочтений (ценностей) подростка. Делается это с  расчетом на дальнейшую коррекционную работу по формированию позитивных и гуманных общечеловеческих ценностей, при условии выявления определенных негативных факторов развития ценностных представлений подростка.  

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования ценностных ориентаций личности подростка, а также классические и современные диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, тренинговые элементы методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная программа, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития и формирования ценностных ориентаций личности подростка; представлена характеристика основных компонентов модели, технологий, работающих практик; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы направленной на формирование гуманных, позитивных общечеловеческих ценностей.  

Обсуждение. Подчеркивается, что своевременное  выявление и дальнейшее развитие в формировании ценностных ориентаций личности подростка путем применения продуктивных методов и  корректно подобранных диагностических приемов - имеет огромное влияние на воспитание и развитие ценностных ориентаций ребенка.

Заключение. Делается вывод о том, что необходимо корректно использовать диагностику  изучения ценностной сферы, а при выявлении негативных факторов развития ценностных ориентиров, проводить коррекционную работу и аккуратно направлять на гуманные, позитивные общечеловеческие ценности.

Ключевые слова

общечеловеческие ценности; национальные  ценности;  подросток; методики диагностики; система ценностей

Основные положения

определены составляющие формирования ценностных ориентаций личности подростка;

– показаны продуктивные психологические методы, приемы и диагностика элементов формирования общечеловеческого и национального в системе ценностей  подростка;

– разработана инновационная функциональная образовательная программа, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития и формирования ценностных ориентаций личности подростка; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, технологий, работающих практик;

– представлены работающие практики по формированию гуманных, позитивных общечеловеческих ценностей.

Цитировать публикацию

Пирмагомедова, Э. А.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ДИАГНОСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА [Текст] / Э. А. Пирмагомедова, Р. Д. Гусейнов, И. С. Гусейнова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  5 (158). — С. 274-291. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.019.

Библиографический список