Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 7 (160) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.004
УДК: 681.14 : 378.937
ББК: 32.973.2 : 74.480.26
А. Л. Королев ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Б. Паршукова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация

Введение. Статья посвящена значению исследовательской деятельности в процессе обучения компьютерному моделированию будущих учителей информатики. Уделяется внимание роли моделей, которые можно создать в среде инструментальных систем компьютерного моделирования MVS, RMD, AnyLogic без использования программирования. Цель статьи показать, как можно организовать исследовательскую деятельность студентов с использованием компьютерных моделей.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной компьютерному моделированию и обучению моделированию в высших образовательных учреждениях. Статья основана на личном многолетнем опыте преподавания дисциплин «Компьютерное моделирование» и «Виртуальные лаборатории в школьном курсе информатики», который отражен в учебном пособии [1].

Результаты. В статье приводятся примеры компьютерных моделей, которые можно создать в среде компьютерного моделирования MVS, RMD или AnyLogic, а также перечень исследовательских вопросов, которые направлены на более глубокое понимание студентами роли компьютерного моделирования в исследовательской деятельности. Опыт применения данных компьютерных систем доказал их эффективность при реализации подхода «моделирование без использования программирования», как с педагогической, так и исследовательской точек зрения.

Обсуждение. Подчеркивается необходимость использования задач, реализующих межпредметные связи и содержащих элементы исследовательской работы, для обучения будущих учителей информатики.

Заключение. Таким образом, помимо построения модели как таковой, важной задачей в обучении является решение исследовательских задач.

Ключевые слова

компьютерное моделирование; имитационное моделирование; исследовательская деятельность; проектная деятельность

Основные положения

– определена концепция обучения компьютерному моделированию («моделирование без программирования»), позволяющая сократить время на создание модели и сделать акцент на исследовательском характере моделирования;

– разработаны исследовательские вопросы для будущих учителей информатики, позволяющие проверить построенные модели на адекватность и обучать исследовательской деятельности;

– представлены примеры разработанных моделей.

Цитировать публикацию

Королев, А. Л.  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ [Текст] / А. Л. Королев, Н. Б. Паршукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  7 (160). — С. 59-75. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.004.

Библиографический список

1. Королев А. Л., Паршукова Н. Б. Компьютерное моделирование объектов, процессов и систем : учебное пособие. Челябинск. ЮУрГГПУ, 2020. – 330 с.

2. Каримов М. Ф., Латыпова Г.М. Учебное математическое моделирование действительности как основа междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе // Инновационная наука. 2019. № 5. С.166–167.

3. Никитин А. В., Слободянюк А. И., Шишаков М. Л. Компьютерное моделирование физических процессов. Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 679 с.

4. Майер Р. В. Компьютерное моделирование : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2014. – 626 c.

5. Королев А. Л. Компьютерное моделирование. – Москва : ЛБЗ-БИНОМ, 2010. – 230 с.

6. Самылкина Н. Н., Калинин И. А. Новый взгляд на информатику: имитационное моделирование, искусственный интеллект и блокчейн в углубленном курсе информатики // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно-практической интернет-конференции, 24 апреля –12 мая 2020 г. Москва : МПГУ, 2020.  С. 18–24.

 

7. Перминов Е. А., Тестов В. А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 9–30. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-9-30. (WoS, Scopus).

8. Андреева О. С., Селиванова О. А., Васильева И. В. Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 1. С. 37–58. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-1-37-58. (WoS, Scopus).

9. Горностаева Т. Н., Горностаев О. М. Компьютерное моделирование в школьном и вузовском курсе информатики // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/84PDMN619.pdf (дата обращения: 17.12.2020). (WoS).

10. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic. Санкт Петербург : БХВ-Петербург, 2005. – 400 с.