Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 7 (160) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.006
УДК: 372.881.111.22
ББК: Ч426.819=411.2-270
А. А. Миронова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Предлагается модель урока-квеста по русскому языку. Урок строится вокруг путешествия по России: вокзал, билет, поезд, гостиница, осмотр города на экскурсии. В статье рассматриваются результаты выбранной образовательной технологии в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка. Показано, что успешное выполнение этапов квеста-приключения учащимися помогает овладеть всеми видами речевой деятельности (письмо, чтение, говорение, слушание).

Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, также применены статистические методы в их элементарном виде; для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования: педагогический эксперимент.

Результаты. В результате урока формируются все виды функциональной грамотности. В статье перечисляются предметные и метапредметные результаты учебной деятельности учащихся, владеющих русским как родным и как неродным (иностранным). Обосновывается, что развитие лингвокреативного мышления средствами всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) достигается при использовании квеста как образовательной технологии по принципу «рефлексивного выхода» и осознанности собственной смыслообразовательной деятельности.

Обсуждение. Общедидактической задачей урока в форме квеста является научить логически мыслить, развить коммуникативные возможности, искать нетрадиционные способы решения заданий. Полученные результаты исследования могут служить основой для дальнейшего изучения эффективности квеста как образовательной технологии в процессе обучения русскому языку.

Заключение. При выполнении проблемных заданий во время квеста расширяется активный словарный запас, вырабатывается умение применять учебные предметные знания в жизненных ситуациях, а не только при выполнении упражнения на уроке, т. е. дос-тигается общая грамотность поведения.

Ключевые слова

функциональная грамотность; квест-технология; русский язык как родной и неродной

Основные положения

– предложена модель урока-квеста, успешно апробированного в разных классах при изучении русского языка;

– проведено научное обобщение опыта обучения учащихся.

Цитировать публикацию

Миронова, А. А.  КВЕСТ КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [Текст] / А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  7 (160). — С. 87-101. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.006.

Библиографический список

1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов // под науч. ред. А. А. Леонтьева. М. : Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – 368 c. – ISBN 5685939632966 («Баласс»).

 2. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 3–17.

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова [и др.]. М. : Российский учебник, Вентана-Граф, 2018. – 288 с. – ISBN: 978-5-360-09871-3.

5. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.

6. Камуз В. В., Сырескина С. В., Чигина Н. В. Практика использования квестов в образовательном пространстве вуза при обучении лингвистическим дисциплинам // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 5. Т. 20. С. 27–33.

 

7. Капралова Ю. В., Москалева Л. А., Фролова С. А., Шахматова Т. С. Человек играющий: лингвострановедение и русская грамматика в квестах и игровых заданиях / Ю. В. Капралова [и др.]. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 130 с.

8. Курбатова О. А. Применение квест-технологии в вузовском филологическом образовании  : в 4-х ч. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66). Ч. 3. С. 198–201.

9. Доценко И. Г. Экзистенциально-коммуникативные технологии на уроке литературы // Филологический класс. 2019.  № 4 (58). С. 127–132. DOI 10.26170/FK19-04-16.

10. Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. Том 25.  № 1. С. 164–172. DOI 10.26170/FK20-01-16.