Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В современных условиях возрастает необходимость повышения социальной ответственности личности курсанта военного вуза как основы для регуляции поведения, сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением служебного и воинского долга. Это интегративное качество личности, которое определяет сознательную установку на успешное осуществление военно-профессиональной деятельности в соответствии с нравственными ценностями; на выполнение военного долга и общественных норм, проявляя готовность отвечать за результаты и прогнозируя последствия. Авторами разработана модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов.
Материалы и методы. При разработке модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов мы опирались на положения системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов. При разработке модели учтена теория педагогического моделирования (П. Ю. Аксенов, В. П. Бердеханова, Н. А. Давыдов, В. А. Штофф, В. А. Ясвин и др.).
Результаты. Модель разрабатывалась на основе положений методологии, теории военного высшего образования, историографического анализа проблемы формирования социальной ответственности курсантов военных вузов, анализа современных научных исследований, посвященных данной проблематике. Были выделены следующие содержательные компоненты модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов: мотивационно-ценностный (направлен на определение целей, задач и содержательного наполнения модели и формирование ценностно-смыслового отношения к социальной ответственности); содержательный (предполагает получение курсантами целостной и структурной совокупности знаний в области социально ответственного поведения, о нормах и правилах выполнения служебной деятельности); деятельностный (направлен на закрепление знаний и умений, связанных с социальной ответственностью в ходе практической военно-профессиональной деятельности и выполнение служебных обязанностей, предполагает постепенное формирование сложных моральных и интеллектуальных чувств, связанных с выполнением воинского и служебного долга, настойчивости и решительности) и рефлексивно-результативный (предполагает оценку результативности функционирования модели формирования социальной ответственности курсантов военных вузов).
Обсуждение. Модель формирования социальной ответственности курсантов военных вузов состоит из мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностного и рефлексивно-результативного компонентов, характеризуется их нелинейностью, практикоориентированностью и устойчивостью. Модель разработана на основе системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов.
Заключение. Разработанная авторами модель направлена на рациональное управление процессом формирования социальной ответственности курсантов военных вузов при заданных условиях образовательной практики. Значимость проблемы формирования социальной ответственности для высшего военного образования, обусловлена тем, что будущие офицеры — это члены общества, стоящие на защите национальных интересов и призванные обеспечить безопасность общества.
социальная ответственность; курсанты военных вузов; модель формирования социальной ответственности; компоненты модели социальной ответственности
– дано определение социальной ответственности и модели социальной ответственности;
– описаны компоненты модели социальной ответственности курсантов военных вузов и их значение для ее формирования.
Педько, М. А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ [Текст] / М. А. Педько, Н. В. Уварина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 7 (160). — С. 134-150. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.009.
1. Губский Е. Ф., Кораблева Г. В. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. М.: Инфра-М, 2002. – 576 с.
2. Верещагина Л. С., Орехова С. С., Шумакова О. А. Организация педагогического эксперимента // Экономика и социум. Саратов, 2018. 8 (51). С. 235–237.
3. Горбатовская Н. Н. Доминанты в структуре социально-профессиональной ответственности при использовании информационных ресурсов в процессе обучения // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 71–76.
4. Некрасова Т. В., Радченко М. А. Особенности реализации образовательного процесса личностной направленности в военном вузе на современном этапе развития профессионального образования // Наука и военная безопасность. 2017. № 3 (10). С. 112–117.
5. Картамышев Д. А. Использование потенциала социальной ответственности в профилактике противоправного поведения курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 33–35.
6. Суслов Д. В., Лопуха Т. Л., Страбыкин А. Г. Развитие профессиональной ответственности курсантов младших курсов военного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 111–118.
7. Григорьев О. В., Панченко И. В. Формирование воинской дисциплины у курсантов в период обучения в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации // Заметки ученого. 2019. № 6 (40). С. 30–33.
8. Васильев С. Н. Формирование социальной ответственности курсантов военного вуза : дис. …канд. пед. наук по специальности — 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Кострома, 2006. – 214 с.