Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 7 (160) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.010
УДК: 378.18
ББК: 74.00
А. В. Савченков ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА)
Аннотация

Введение. В рамках данной статьи нами описаны социально-педагогические условия организационно-методической группы направленные на повышение эффективности системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные социально-педагогическим условиям, способствующим повышению эффективности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.

Результаты. Нами выделены следующие социально-педагогические условия организационно-методической группы, направленные на повышение эффективности реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности профессиональных образовательных организациях: организационно-управленческие:

1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза;

2) воспитание гибких навыков студентов;

3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий);

4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе.

Описаны социально-педагогические условия организационно-управленческой группы. Моделирование экстремальных воспитательных ситуаций позволяет будущим педагогам сформировать способность ориентироваться в изменяющихся обстоя-тельствах воспитательной деятельности, в том числе и экстремальных. Воспитание гибких навыков студентов направлено на формирование личностных качеств будущих педагогов, выступающих фундаментом готовности к воспитательной деятельности. Реализация в образовательном процессе интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий) направлена на формирование у будущих педагогов социальной ответственности, коммуникативных навыков, умений самостоятельно ставить и разрешать воспитательные задачи. Интерактивные воспитательные технологии (квест-технологии) позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, установить его взаимосвязь с социокультурной жизнью, перевести воспитательную деятельность в плоскость межличностного взаимодействия.

Обсуждение. Выявленные и описанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности позволяют развивать у будущих педагогов способности к саморегуляции, преодоления стресса, позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, усиливают воспитательный потенциал учебной и внеучебной воспитательной деятельности.

Заключение. Мы выяснили, что выявленные и разработанные социально-педагогические условия организационно-методи-ческой группы учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ориентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами социально-педагогические условия представляют собой комплекс, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ключевые слова

система подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; профессиональные образовательные организации; социально-педагогические условия; гибкие навыки; коуч-технологии; наставничество

Основные положения

− дано определение социально-педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, обоснован их выбор;

− подробно проанализированы социально-педагогические условия организационно-управленческой группы;

− обоснована их значимость для реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Цитировать публикацию

Савченков, А. В.  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА) [Текст] / А. В. Савченков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  7 (160). — С. 151-172. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.010.

Библиографический список

1. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для студентов. М. : ЮНИТИ, 2002. – 607 с.

2. Gendron B. (2017), “Emotional capital: the set of emotional competencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs”, Revista espanola de educacion comparada, vol. 29, pp. 44–61.

3. Данченко С. П. Педагогические проблемы повышения устойчивости психики учащихся в экстремальных ситуациях // Педагогика. 2017. № 2. С. 76–77.

4. Шилова И. М. Моделирование экстремальных ситуаций на учебных занятиях // Омский психиатрический журнал. 2016. № 1 (7). С. 35–36.

5. Шайхутдинова Х. А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 269–273.

6. Слепенкова Е. А., Арифулина Р. У. Интерактивные воспитательные технологии в работе классного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 5. С.50–55.

 

7. Владыко А. В. Квест-технологии в образовании и воспитании // Актуальные вопросы современной науки : сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, 21 ноября 2018 года, г. Томск. Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Дендра», 2018. С. 9–20.

8. Любезнова Л. В. Персонифицированный подход и коуч-технологии как инструмент развития воспитательной деятельности в дополнительном образовании // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва : АСОУ, 2020. № 3. С.704–709. – ISBN 978-5-91543-311-2 2017.

9. Науменко М. В. Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 330–334.

10. Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1 (75). С. 84–88.