Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и развитием личностной успешности. Отмечается актуальность и необходимость определения каждым человеком индивидуальной жизненной траектории. Подчеркивается, что в структуре личностной успешности выделяются интеллектуальная развитость, социальная зрелость и профессиональное самоопределение. Сделан вывод о том, что образование выступает не только транслятором интеллектуальных ресурсов, но и навигатором в современном информационном пространстве, выступая своеобразным проводником в профессиональном самоопределении молодых людей.
Вопросы, рассматривающие регуляторные аспекты личностной успешности старшеклассников представляют актуальность в связи с особенностями данного возрастного этапа. Прогнозирование личностного развития старшеклассников в значительной мере зависит от стабильности индивидуально-психологических особенностей человека в онтогенезе. Социокультурная среда, семья, школа являются агентами социализации и факторами, определяющими успешность личности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования личностной успешности старшеклассников, психологическим предикторам развития успешности и условиям, обеспечивающим данное развитие. Также методическим основанием явились диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование и тестирование.
Результаты. На основании теоретико-методологического анализа дано авторское определение структуры личностной успешности, представляющей собой совокупность интеллектуальной развитости, социальной зрелости и профессионального самоопределения. Интеллектуальная деятельность старшеклассников приобретает особую аффективную окраску, связанную с их самоопределением и стремлением к выработке собственного мировоззрения, появляются новые способы выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции. Социальная зрелость как аспект личностной успешности характеризуется таким важным качеством как умение отстаивать собственную точку зрения, нести ответственность за свои действия и поступки. Профессиональное самоопределение характеризует уровень психического развития личности, так как способствует формированию человека как полноценного участника сообщества профессионалов. Поэтому перед современной школой стоят особые задачи, связанные с созданием необходимых условий для осуществления профессионального самоопределения старшеклассников.
Обсуждение. Подчеркивается значимость программы индивидуальной жизненной траектории, разрабатываемой старшеклассниками для формирования их личностной успешности.
Заключение. Делается вывод о том, что психологическими предикторами личностной успешности старшеклассников выступают семья, родители, значимые взрослые, школа, учителя. Кроме того, в самой структуре личностной успешности ключевые позиции принадлежат развитию когнитивной сферы, выбору профессии и социальной зрелости старшеклассников.
личность; успех; профессиональное самоопределение; интеллект; развитие; образование; среда; социальная зрелость; жизненная стратегия
– проведен теоретико-методологический анализ проблем формирования личностной успешности старшеклассников в научном гуманитарном дискурсе;
– дано авторское определение ключевой дефиниции исследования и выявлены структурные компоненты личностной успешности.
Тепсуркаева, З. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ [Текст] / З. В. Тепсуркаева, И. В. Мусханова, А. Н. Богачев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 7 (160). — С. 205-219. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.013.
1. Кушнаренко А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности // Известия ТРТУ. 2006. № 14 (69). С. 241–245.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика». 17-е изд., стер. Москва : Академия, 2019. – 655 с. – ISBN 978-5-4468-7869-7.
3. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования эт-
но-культурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81–84.
4. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U. & Tagirova N.P. (2016), “Information and communication technologies in education as a factor of students motivation”, International Review of Management and Marketing, v. 6, no. 2, pp. 104–109.
5. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал - зачем, что и как? // Образовательная политика. 2020. № 3 (79). С. 10.
6. Обухова Ю. В. Ресурсное обеспечение гармонизации Я-концепции личности студентов : монография. Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. – 230 c.
7. Зиангирова Л. Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности: монография. Саратов : Вузовское образование, 2015. – 163 c. – ISBN 2227-8397.