Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность применения тренинга в процессе обучения студентов-психологов в вузе как необходимого элемента для формирования и развития социально-коммуникативных качеств обучающихся в рамках профессионального становления будущих специалистов. Цель статьи — показать динамику развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов до применения разработанной нами Программы тренинга и после.
Материалы и методы. Осуществлен теоретический анализ монографий, диссертационных исследований, статей и других научных публикаций. В качестве психодиагностического метода использовался тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха). В исследовании применена разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств студентов-психологов.
Результаты. После проведения тренинга при вторичной диагностике коммуникативной компетентности у студентов-психологов I–IV курсов преобладающим стал компетентный тип поведения в общении.
Обсуждение. С помощью математико-статистического анализа t-критерия Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов I–IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми.
Заключение. Разработанная нами Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств, включающая совместную работу со студентами-психоло-гами I–IV курсов, эффективно способствует развитию социально-коммуникативных качеств обучающихся как фактора профессионального становления будущих специалистов.
тренинг; профессионально важные качества; социально-коммуникативные качества; профессиональное становление; студенты-психологи; коммуникационная сфера; программа тренинга
– разработана и апробирована Программа психологического тренинга по развитию личностных профессионально важных качеств студентов-психологов, осуществляемая посредством сотрудничества студентов I–IV курсов; в основу данной программы положено моделирование профессионально и личностно-значимых практических ситуаций с целью формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности и субъектного отношения к ее реализации;
– с помощью математико-статистического анализа t-критерия Стьюдента доказано, что результаты студентов-психологов I-IV курсов по итогам прохождения теста коммуникативных умений Л. Михельсона до реализации программы тренинга и после являются значимыми;
– показано, что по сравнению с традиционными репродуктивными методами обучения тренинг как интерактивный метод является наиболее эффективным способом выработки стратегии поведения и саморазвития личности, основой для развития социально-коммуникативных качеств студентов-психологов в рамках становления и развития «Я-концепции» будущих психологов.
Рыжкова, О. А. ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ [Текст] / О. А. Рыжкова, Е. А. Рыболова, Ж. С. Кохан, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 7 (160). — С. 189-204. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.012.
1. Григоричева И. В. Динамика профессионально значимых качеств студентов-психологов в процесс обучения в вузе // Вестник АлтГПА. 2016. № 5. С. 96–99. (Психолого-педагогические науки).
2. Пименова Е. В. Профессионально важные качества будущего психолога и их развитие в процессе профессионального обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2017. № 6. С. 155–160.
3. Смирнова Г. Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга // Педагогика и психология. 2016. № 5. С. 30–34.
4. Быкова Е. А. Формирование профессиональной компетентности студентов-психологов «Я смогу стать компетентным специалистом» // Образовательные технологии. 2016. № 1. С. 108–122.
5. Степанова, Л. Н. Тренинг как средство социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Вопросы педагогики. 2020. № 6 (1). С. 308–311.
6. Кузнецова Е. В. Развитие профессионально важных качеств студентов-психологов средствами тренинговой работы // Вопросы педагогики. 2020. № 2 (1). С. 113–118.