Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Сегодня в образовании, как в России, так и в Р. Казахстан, наблюдается активизация поиска эффективных условий развития образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения. Для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, необходимо полиязычное образование. В связи с этим актуальность обсуждаемой проблемы не вызывает сомнения. Цель исследования — разработать и апробировать технологии проектирования коммуникативной компетенции школьников посредством эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов.
Материалы и методы. Использованы методы теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования, нормативных актов по организации учебной деятельности; обобщение и систематизация полученной информации; моделирование проведения формирующего эксперимента); эмпирические (проведение эксперимента по внедрению преподавания школьных предметов на английском языке; вводное, промежуточное и итоговое анкетирование, интервьюирование учащихся; наб-людение; статистическая обработка и анализ полученных данных).
Результаты. Разработаны и реализованы в образовательном процессе школы технологии формирования эффективного коммуникативного пространства. Результаты экспериментальной работы показывают положительную динамику качества знаний и умений обучающихся. Это достигнуто благодаря созданию эффективного коммуникативного образовательного пространства на школьных уроках, а также трансформации уроков английского языка с увеличением объема практической работы во время занятий.
Обсуждение. 1. Выделены, теоретически обоснованы и экспериментально педагогические технологии, обеспечивающие формирование эффективного коммуникативного пространства. 2. Организована совместная работа учителей предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства путем синхронизации и взаимосвязи изучаемых тем и лексики по данным предметам.
Заключение. Исследование подтвердило, что реализация педагогических технологий, обеспечивающих формирование эффективного коммуникативного пространства, позволяют добиться положительной динамики качества знаний и умений обучающихся, проявлении их заинтересованности.
коммуникативное образовательное прост-ранство; коммуникативные компетенции; полиязычное преподавание; кросспредметные взаимосвязи; педагогические технологии
– выявлены роль и пути формирования коммуникативного образовательного пространства в современной школе;
– представлены педагогические технологии эффективного поэтапного погружения в полиязычное преподавание школьных предметов в школе;
– обоснована продуктивность внедрения английского языка в преподавание школьных предметов; совместной работы учителей предметников и учителей английского языка с целью формирования единого коммуникативного образовательного пространства;
– проверена на практике результативность педагогических технологий формирования эффективного коммуникативного образовательного пространства.
Кожевников, М. В. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / М. В. Кожевников, И. В. Лапчинская, А. В. Савченков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (156). — С. 152-166. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.009.
1. Жетписбаева Б. А., Аринова О. Т. От идеи «Триединство языков» Н. А. Назарбаева до полиязычного образования в Казахстане // Вестник КарГУ : электронная онлайновая версия журнала / Научные статьи Казахстана : [cайт]. 2012. (Категория «Педагогика»). URL: https:// articlekz.com/article/5831 (дата обращения: 13.10.2019).
2. Dolgova V. I., Belikov V. A., Kozhevnikov M. V. (2019), Partnership as a factor in the effectiveness of practice-oriented education of students, International Journal of Education and Practice,. Т. 7. No. 2, pp. 78–87.
3. Стурикова М. В. Тест как оценочное средство развития коммуникативной компетенции школьников и студентов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 76–78.
4. Фастунова Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2-2. С. 147–154.
5. Полева Е. А., Шкарабейникова И. А. Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 7–13.
6. Нурутдинова А. Р., Панфилова Е. В. Социо-лингвистический аспект в формировании межкультурной коммуникации: инкультурация, аккультурация и ассимиляция // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 10. С. 81–99.
7. Смаилова Ф. И., Досжанова Г. Н., Абдирова А. Д. Актуальные вопросы полиязычного образования в процессе совершенствования языковой компетенции специалистов в транспортном вузе // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2017. № 1 (100). С. 258–262.
8. Жумажанова С. Б., Суюндыкова Б. С. Роль интерактивных форм и методов в обучении полиязычной модели образования // Наука и образование: новое время. 2017. № 1 (18). С. 58–65.