Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснованаактуальность проблемы организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в свете принятия нового Закона «Об образовании» в Российской Федерации, актуальным становится поиск эффективных, научно обоснованных путей социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель статьи: представить технологию взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных идей и теорий, посвященных проблеме организации тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, формирования коммуникативных умений слабослышащих школьников, моделирование как метод научного обоснования деятельности по сопровождению взаимодействию педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих школьников младших классов.
Результаты. Разработана технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, способствующая созданию условий для эффективного сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и повышению уровня их коммуникативных умений.
Обсуждение. Подчеркивается, что представленная авторами технология является ресурсом организации взаимодействия сурдопедагога и педагога-тьютора по вопросам повышения уровня коммуникативных умений слабослышащих учащихся младшего школьного возраста.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация представленной технологии будет способствовать реализации педагогически обоснованных и целесообразных инноваций в сфере социализации воспитанников с нарушениями слуха при взаимодействии сурдопедагога и педагога-тьютора в условиях образовательной организации.
обучающиеся с нарушениями слуха; тьюторское сопровождение; специальное образование; сурдопедагог, тьютор
– описаны методологические подходы реализации сопровождения педагога-тьютора и сурдопедагога слабослышащих детей младшего школьного возраста в процессе формирования коммуникативных умений;
– представлена технология взаимодействия педагога-тьютора и сурдопедагога в процессе формирования коммуникативных умений слабослышащих младших школьников в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения;
– определены значимые моменты осуществления тьюторского сопровождения ребенка с нарушением слуха в условиях специального образования.
Бурова, Н. И. ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА И СУРДОПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ [Текст] / Н. И. Бурова, У. В. Колотилова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (157). — С. 29-43. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.002.
1. Хоппе Л., Кобрина Л. М., Денисова О. А. К вопросу об определении понятий, классификаций, подходов к диагностике и коррекции в сурдопедагогике различных научных школ Европы и России // Специальное образование. 2016. № XII. С. 54–71.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».
3. Резникова Е. В., Колотилова У. В. Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тьюторского сопровождения // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. № 3. С. 160–174.
4. Люкина А. С., Красильникова О. А. Современное состояние исследования проблемы коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих // Лица с ограниченными возможностями здоровья в современном реабилитационно-образовательном пространстве / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Гер-цена. 2018. С. 50–91.
5. Речицкая Е. Г., Белая Н. А. Условия развития речевого общения дошкольников с нарушением слуха // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С.130–140.
6. Бурова Н. И. Методические компетенции тьютора специальной (коррекционной) образовательной организации. Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 54 с.
7. Vasilyeva V.S. (2018), “Tutoring in a family raising an infant with special health needs”, Espacios Education, vol. 39, no. (2), pp. 32.
8. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369–375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354
9. Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск : Томский государственный университет. 2009. С. 372–397.
10. Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному — высший пилотаж // Тьюторское сопровождение. 2011. № 1. С.7–9.
11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н : зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».