Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье раскрываются проблемы совершенствования цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в общеобразовательной школе, обеспечивающих влияние не только на обученность, но и на воспитанность подрастающего поколения.
Цель статьи – на основе анализа цифровых образовательных ресурсов определить их возможности в духовно-нравственном воспитании детей и выявить показатели, которым они должны соответствовать.
Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как контент-анализ и анализ научной литературы.
Результаты. На основе анализа научно-методической литературы и контент-анализа цифровых образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций уроков духовно-нравственной направленности и классных часов, детских электронных журналов, видео-контента, виртуальных экскурсий) представлены возможности и показатели их влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.
Обсуждение. В современных исследованиях сделан вывод о том, что новейшие цифровые технологии не способны полноценно осуществлять гуманитарную и воспитательную функции в отношении подрастающего поколения. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов показал, что менее 20% ЦОР всех групп соответствуют выделенным нами показателям положительного влияния на ценностно-смысловую сферу личности. Сред них: наглядно-образное представление материала, практико-ориентированные задания, эмоциональная окрашенность, в том числе слов в тексте слайдов, ориентация на разнообразные виды работы. Таким образом, только часть ЦОР (в основном это мультимедийные презентации) способствуют ознакомлению детей с ценностями, существующими в истории и культуре России, благодаря возникновению у ребенка их образов (наглядных представлений); вызывают эмоциональное переживание и отклик на представленные жизненные ситуации; содействуют смыслообразованию и т.п. Другие виды цифровых образовательных ресурсов обладают меньшими воспитательными возможностями в силу своих особенностей и требуют разработки методики их использования в целях развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.
Заключение. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения их влияния на ценностно-смысловую сферу личности показал, во-первых, актуальность выбранного направления исследования; во-вторых, помог обнаружить наличие ряда нерешенных проблем, среди которых неразработанность единых требований к учебным, учебно-методическим электронным комплексам и материалам. В-третьих, стал одним из оснований для разработки критериев положительного влияния цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности.
цифровые образовательные ресурсы; ценностно-смысловая сфера личности; духовно-нравственное воспитание
– цифровые образовательные ресурсы обладают возможностями, влияющими на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, которые используются не в полной мере;
– при разработке цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности, важно следовать следующим критериям: наглядно-образное представление материала, формулирование практико-ориентированных заданий, эмоциональная окрашенность, ориентация на разнообразные виды работы.
Шитякова, Наталья Павловна ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ [Текст] / Наталья Павловна Шитякова, Ирина Валерьевна Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (157). — С. 223-242. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.014.