Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 4 (157) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.014
УДК: 378
ББК: 74.484(2)738.8
Наталья Павловна Шитякова ORCID
Доцент, ЮУрГГПУ, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ирина Валерьевна Верховых ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. В. Забродина ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье раскрываются проблемы совершенствования цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) в общеобразовательной школе, обеспечивающих влияние не только на обученность, но и на воспитанность подрастающего поколения.

Цель статьи – на основе анализа цифровых образовательных ресурсов определить их возможности в духовно-нравственном воспитании детей и выявить показатели, которым они должны соответствовать.

Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как контент-анализ и анализ научной литературы.

Результаты. На основе анализа научно-методической литературы и контент-анализа цифровых образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций уроков духовно-нравственной направленности и классных часов, детских электронных журналов, видео-контента, виртуальных экскурсий) представлены возможности и показатели их влияния на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.

Обсуждение. В современных исследованиях сделан вывод о том, что новейшие цифровые технологии не способны полноценно осуществлять гуманитарную и воспитательную функции в отношении подрастающего поколения. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов показал, что менее 20% ЦОР всех групп соответствуют выделенным нами показателям положительного влияния на ценностно-смысловую сферу личности.  Сред них: наглядно-образное представление материала, практико-ориентированные задания, эмоциональная окрашенность, в том числе слов в тексте слайдов, ориентация на разнообразные виды работы. Таким образом, только часть ЦОР (в основном это мультимедийные презентации) способствуют ознакомлению детей с ценностями, существующими в истории и культуре России, благодаря возникновению у ребенка их образов (наглядных представлений); вызывают эмоциональное переживание и отклик на представленные жизненные ситуации; содействуют смыслообразованию   и т.п. Другие виды цифровых образовательных ресурсов обладают меньшими воспитательными возможностями в силу своих особенностей и требуют разработки методики их использования в целях развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.

Заключение. Проведенный нами контент-анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения их влияния на ценностно-смысловую сферу личности показал, во-первых, актуальность выбранного направления исследования; во-вторых, помог обнаружить наличие ряда нерешенных проблем, среди которых неразработанность единых требований к учебным, учебно-методическим электронным комплексам и материалам. В-третьих, стал одним из оснований для разработки критериев положительного влияния цифровых образовательных ресурсов на ценностно-смысловую сферу личности.

Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы; ценностно-смысловая сфера личности; духовно-нравственное воспитание

Основные положения

– цифровые образовательные ресурсы обладают возможностями, влияющими на развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающихся, которые используются не в полной мере;

– при разработке цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности, важно следовать следующим критериям: наглядно-образное представление материала, формулирование практико-ориентированных заданий, эмоциональная окрашенность, ориентация на разнообразные виды работы.

Цитировать публикацию

Шитякова, Наталья Павловна  ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ [Текст] / Наталья Павловна Шитякова, Ирина Валерьевна Верховых, И. В. Забродина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  4 (157). — С. 223-242. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.014.

Библиографический список