Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 4 (157) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.017
УДК: 371.9: 15
ББК: 74.5: 88.840
Е. В. Резникова ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Д.Е. Басина ORCID
Учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 442 г. Челябинска», г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. Организация психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в комбинированных общеобразовательных дошкольных организациях посредством проектной деятельности является актуальной задачей.

Обязательным условием становления связной устной, а позже и письменной речи является высокий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является проблемой при формировании готовности к последующему школьному обучению. Необходимость формирования лексико-грамматической стороны у детей подчеркивали такие авторы как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова и другие.

Цель статьи: обосновать авторское видение реализации коррекционной работы по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня через систему психолого-педагогического  сопровождения  в общеобразовательной организации посредством проектной деятельности.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования:  анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, обучающий эксперименты, контрольный,  анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. В результате экспериментальной работы был сделан вывод  о том, что  в процессе психолого-педагогического сопровождения применение проектной деятельности будет способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Обсуждение. Подчеркивается, что одним из эффективных средств, позволяющим решать проблему развития лексико-грамматической стороны речи является проектная деятельность, в которую вовлечены не только дошкольники с нарушениями речи, но и их родители.

Заключение. Делается вывод о том, что использование проектной деятельности позволяет создать благоприятную языковую среду, способствует обогащению речи лексико-грамматическими средствами,  расширяет сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи и при различных коммуникациях.

Ключевые слова

лексико-грамматическая сторона речи; дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи III уровня; проектная деятельность

Основные положения

– описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации;

– экспериментально проверена возможность использования проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;

представлены практики реализации проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Цитировать публикацию

Резникова, Е. В.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Е. В. Резникова, Д.Е. Басина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  4 (157). — С. 276-289. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.017.

Библиографический список