Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Организация психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в комбинированных общеобразовательных дошкольных организациях посредством проектной деятельности является актуальной задачей.
Обязательным условием становления связной устной, а позже и письменной речи является высокий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является проблемой при формировании готовности к последующему школьному обучению. Необходимость формирования лексико-грамматической стороны у детей подчеркивали такие авторы как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Л.Ф. Спирова и другие.
Цель статьи: обосновать авторское видение реализации коррекционной работы по преодолению нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации посредством проектной деятельности.
Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, обучающий эксперименты, контрольный, анализ и обобщение полученных результатов.
Результаты. В результате экспериментальной работы был сделан вывод о том, что в процессе психолого-педагогического сопровождения применение проектной деятельности будет способствовать развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Обсуждение. Подчеркивается, что одним из эффективных средств, позволяющим решать проблему развития лексико-грамматической стороны речи является проектная деятельность, в которую вовлечены не только дошкольники с нарушениями речи, но и их родители.
Заключение. Делается вывод о том, что использование проектной деятельности позволяет создать благоприятную языковую среду, способствует обогащению речи лексико-грамматическими средствами, расширяет сферы использования лексико-грамматических средств языка в различных формах речи и при различных коммуникациях.
лексико-грамматическая сторона речи; дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи III уровня; проектная деятельность
– описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации;
– экспериментально проверена возможность использования проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
– представлены практики реализации проектной деятельности в роли средства развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Резникова, Е. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Е. В. Резникова, Д.Е. Басина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 4 (157). — С. 276-289. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.017.