Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность использования арт-педагогики в современном образовании, рассмотрены интегративные процессы, связанные с ее универсальностью и полифункциональностью. Рассмотрены возможности искусства и художественной культуры как действенного инструмента развития личности в образовательном процессе.
Материалы и методы. Теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы, соответствующей аспектам темы исследования, теоретико-методологической и методической литературы в области теории и практики арт-педагогики, а также разностороннего развития личности средствами художественной культуры, материалов и публикаций по теме исследования, изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих искусство и народную художественную культуру как универсальное и действенное средство воспитания и развития личности в контексте современной парадигмы отечест-венного образования.
Результаты. Изучение источников по истории, теории и практики арт-педагогики позволило выявить следующие функции: культурологическую, образовательную, воспитательную, коррекционную. Интеграция различных видов искусств и художественной культуры полностью соответствует новой парадигме образования, ориентированной на человека новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека.
Обсуждение.Проведен тщательный анализ источников по истории, теории и практике арт-педагогики. Рассматривается роль, значение и функции арт-педагогики в разных аспектах деятельности человеческого общества. Подчеркивается, что в современной парадигме образования существуют значительные предпосылки для внедрения арт-педагогики в образовательный процесс на всех уровнях образования.
Заключение. Делается вывод о том, что современная культура несет с собой коренные изменения в самосознании людей, новое понимание творческих возможностей человечества и способности отдельного человека участвовать в культурном процессе, что, в свою очередь, предполагает организацию и управление этого процесса средствами искусства и художественной культуры. Наибольшего эффекта в развитии творческой и образованной личности можно будет достичь, если использовать возможности арт-педагогики уже в детском возрасте.
арт-педагогика; инновационные процессы; арт-технология; педагогика искусства; полихудожественная образовательная среда
– рассмотрены полифункциональные возможности арт-педагогики в контексте современной парадигме образования;
– предлагается обоснование использования инновационных подходов в формировании и развитии творческого потенциала личности ребенка средствами арт-педагогики в интеграции с различными видами танца и арт-терапией;
– представлена специфика использования инновационных подходов в методическом обеспечении танцевальной арт-педагогики;
– проанализированы результаты влияния арт-педагогики на процесс развития творческих способностей личности в условиях полихудожественной образовательной среды.
Чурашов, А. Г. АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / А. Г. Чурашов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 6 (159). — С. 227-240. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.014.
1. Никитина Е. Ю., Литвак Р. А., Ахметова К. С. Теоретико-методологи-ческие аспекты развития социальных ценностей у магистрантов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (155). С. 145–161. DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.009.
2. Левченко И. Е. Чурашов А. Г. Педагогика античности (источниковедческий аспект) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 134–153. DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.009.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с. – ISBN 5-7695-0561-3.
4. Творчество: теория, диагностика, технологии : словарь справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб. : ООО «Изд-во ВВМ», 2014. – 380 с. – ISBN 978-5-9651-0831-2.
5. Христидис Т. В. Арт-педагогика: современные тенденции развития // Арт-педагогические технологии в культуре и образовании : материалы II Международной научно-практической конференции, 3 апреля 2018 года. Москва : Московский государственный институт культуры, 2018. С. 6–11.
6. Маковец Л. А. Арт-педагогика в современном образовании // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 6А. С. 36–45. – ISSN: 2223-5434.
7. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социали-зации личности : сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А. И. Копытина. СПб. : Скифия-принт, 2016. – 112 с. – ISBN 978-5-98620-198-6.
8. Морозов А. В. Творческое саморазвитие личности как приоритетная цель педагогического образования в XXI веке // Андреевские чтения: современ-ные концепции и технологии творческого саморазвития личности : сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25 марта 2016 года. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 173–187.
9. Шатунова, О.В., Хабибуллина, Г.В. Артпедагогика как инновационное направление в реализации инклюзивного образования // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 332–336. – eISSN: 2411-7609.