Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.014
УДК: 371: 008: 7
ББК: 74.48: 7185.03
А. Г. Чурашов ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования арт-педагогики в современном образовании, рассмотрены интегративные процессы, связанные с ее универсальностью и полифункциональностью. Рассмотрены возможности искусства и художественной культуры как действенного инструмента развития личности в образовательном процессе.

Материалы и методы. Теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы, соответствующей аспектам темы исследования, теоретико-методологической и методической литературы в области теории и практики арт-педагогики, а также разностороннего развития личности средствами художественной культуры, материалов и публикаций по теме исследования, изучение материалов зарубежных и отечественных специалистов, рассматривающих искусство и народную художественную культуру как универсальное и действенное средство воспитания и развития личности в контексте современной парадигмы отечест-венного образования.

Результаты. Изучение источников по истории, теории и практики арт-педагогики позволило выявить следующие функции: культурологическую, образовательную, воспитательную, коррекционную. Интеграция различных видов искусств и художественной культуры полностью соответствует новой парадигме образования, ориентированной на человека новой культуры, на формирование субкультуры личности, на воспроизведение и сохранение в образовательном пространстве как ценностей культуры, так и ценностей субкультуры человека.

Обсуждение.Проведен тщательный анализ источников по истории, теории и практике арт-педагогики. Рассматривается роль, значение и функции арт-педагогики в разных аспектах деятельности человеческого общества. Подчеркивается, что в современной парадигме образования существуют значительные предпосылки для внедрения арт-педагогики в образовательный процесс на всех уровнях образования.

Заключение. Делается вывод о том, что современная культура несет с собой коренные изменения в самосознании людей, новое понимание творческих возможностей человечества и способности отдельного человека участвовать в культурном процессе, что, в свою очередь, предполагает организацию и управление этого процесса средствами искусства и художественной культуры. Наибольшего эффекта в развитии творческой и образованной личности можно будет достичь, если использовать возможности арт-педагогики уже в детском возрасте.

Ключевые слова

арт-педагогика; инновационные процессы; арт-технология; педагогика искусства; полихудожественная образовательная среда

Основные положения

– рассмотрены полифункциональные возможности арт-педагогики в контексте современной парадигме образования;

– предлагается обоснование использования инновационных подходов в формировании и развитии творческого потенциала личности ребенка средствами арт-педагогики в интеграции с различными видами танца и арт-терапией;

– представлена специфика использования инновационных подходов в методическом обеспечении танцевальной арт-педагогики;

– проанализированы результаты влияния арт-педагогики на процесс развития творческих способностей личности в условиях полихудожественной образовательной среды.

Цитировать публикацию

Чурашов, А. Г.  АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / А. Г. Чурашов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 227-240. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.014.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Литвак Р. А., Ахметова К. С. Теоретико-методологи-ческие аспекты развития социальных ценностей у магистрантов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. №  2 (155). С. 145–161. DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.009.

2. Левченко И. Е.  Чурашов А. Г. Педагогика античности (источниковедческий аспект) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  2020. №  6 (159). С. 134–153. DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.009.

 

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с. – ISBN 5-7695-0561-3.

4. Творчество: теория, диагностика, технологии : словарь справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. СПб. : ООО «Изд-во ВВМ», 2014. – 380 с. – ISBN 978-5-9651-0831-2.

5. Христидис Т. В. Арт-педагогика: современные тенденции развития // Арт-педагогические технологии в культуре и образовании : материалы II Международной научно-практической конференции, 3 апреля 2018 года. Москва : Московский государственный институт культуры, 2018. С. 6–11.

6. Маковец Л. А. Арт-педагогика в современном образовании // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 6А. С. 36–45. – ISSN: 2223-5434.

7. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социали-зации личности : сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А. И. Копытина. СПб. : Скифия-принт, 2016. – 112 с. – ISBN 978-5-98620-198-6.

8. Морозов А. В. Творческое саморазвитие личности как приоритетная цель педагогического образования в XXI веке // Андреевские чтения: современ-ные концепции и технологии творческого саморазвития личности : сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 25 марта 2016 года.  Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 173–187.

9. Шатунова, О.В., Хабибуллина, Г.В. Артпедагогика как инновационное направление в реализации инклюзивного образования // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 332–336. – eISSN: 2411-7609.